Цена 1 часа рабочей силы, как правило снижается.

Редактирование: СЕН-СИМОН

Материал из m-17.info

Перейти к: навигация, поиск
Внимание: Вы не представились системе. Ваш IP-адрес будет записан в историю изменений этой страницы.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Длина этой страницы составляет 101 килобайт. Страницы, размер которых приближается к 32 КБ или превышает это значение, могут неверно отображаться в некоторых браузерах. Пожалуйста, рассмотрите вариант разбиения страницы на меньшие части.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы изменения вступили в силу.
Текущая версия Ваш текст
Строка 2: Строка 2:
[[Image:MNU-80-100.jpg|80px|right]]
[[Image:MNU-80-100.jpg|80px|right]]
<small>/ [[Заглавная страница]] / [[100%]] / </small>
<small>/ [[Заглавная страница]] / [[100%]] / </small>
-
----
 
-
<center>'''СЕН-СИМОН'''<br>
 
-
''Избранные сочинения''
 
-
</center>
 
-
* ЖИЗНЬ СЕН-СИМОНА, ОПИСАННАЯ ИМ САМИМ '''[[Отрывок первый (1808)]]'''
 
-
* ЖИЗНЬ СЕН-СИМОНА, ОПИСАННАЯ ИМ САМИМ '''[[Отрывок второй (1808)]]'''
 
-
* ЖИЗНЬ СЕН-СИМОНА, ОПИСАННАЯ ИМ САМИМ '''[[Отрывок третий (1810)]]'''
 
-
* ЖИЗНЬ СЕН-СИМОНА, ОПИСАННАЯ ИМ САМИМ '''[[Отрывок четвертый (1812)]]'''
 
-
----
 
-
<center>'''СЕН-СИМОН'''<br>
 
-
''Избранные сочинения''
 
-
</center>
 
-
* ПИСЬМА ЖЕНЕВСКОГО ОБИТАТЕЛЯ К СОВРЕМЕННИКАМ '''[[Первое письмо]]'''
 
-
* ПИСЬМА ЖЕНЕВСКОГО ОБИТАТЕЛЯ К СОВРЕМЕННИКАМ '''[[Ответ друга]]'''
 
-
* ПИСЬМА ЖЕНЕВСКОГО ОБИТАТЕЛЯ К СОВРЕМЕННИКАМ '''[[Второе письмо]]'''
 
-
* ПИСЬМА ЖЕНЕВСКОГО ОБИТАТЕЛЯ К СОВРЕМЕННИКАМ '''[[Третье письмо]]'''
 
-
----
 
-
<center>'''СЕН-СИМОН'''<br>
 
-
''Избранные сочинения''
 
-
</center>
 
-
* ОЧЕРК НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ '''[[ОБЩЕЕ ВСТУПЛЕНИЕ]]'''
 
-
* ОЧЕРК НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ '''[[ЧАСТЬ ПЕРВАЯ]]'''
 
-
* ОЧЕРК НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ '''[[ПИСЬМО К ФИЗИОЛОГАМ]]'''
 
-
* '''[[ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ]]'''
 
-
* '''[[ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ ПРЕДИСЛОВИЕ]]'''
 
-
* ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ '''[[ПРОГРАММА ПЕРВОГО ОЧЕРКА]]'''
 
-
* '''[[ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ ПРЕДИСЛОВИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ]]'''
 
-
* ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ '''[[ПРОГРАММА ВТОРОГО ОЧЕРКА]]'''
 
-
* ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ '''[[ПРОГРАММА ТРЕТЬЕГО ОЧЕРКА]]'''
 
-
----
 
-
<center>'''СЕН-СИМОН'''<br>
 
-
''Избранные сочинения''
 
-
</center>
 
-
* '''[[ПИСЬМА К АМЕРИКАНЦУ Письмо первое]]'''
 
-
 
-
<br>
 
----
----
Академик В. Я. ВОЛГИН
Академик В. Я. ВОЛГИН
Строка 43: Строка 7:
'''СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН - СИМОНА'''
'''СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН - СИМОНА'''
-
* В.Я. Волгин '''[[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть I]]'''
+
* [[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть I]]
-
* В.Я. Волгин '''[[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть II]]'''
+
* [[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть II]]
-
* В.Я. Волгин '''[[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть III]]'''
+
* [[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть III]]
-
* В.Я. Волгин '''[[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть IV]]'''
+
* [[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть IV]]
-
* В.Я. Волгин '''[[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть V]]'''
+
* [[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть V]]
 +
I
 +
 
 +
 
 +
II
 +
 
 +
Если мы не можем верить Сен-Симону,
 +
когда он объясняет все перипетии своей карьеры
 +
заранее поставленной общей жизненной
 +
задачей, то, вступая сорока двух лет на путь литературной деятельности, он, несомненно,
 +
такую общую задачу себе ставил. Это была
 +
задача создания новой философии, новой энциклопедии,
 +
которая должна была дать на основе
 +
всех приобретений отдельных точных наук
 +
широкое обобщение положительного характера—
 +
в отличи© от Энциклопедии XVIII в.,
 +
цель которой была по существу отрицательная:
 +
не создание новой системы, а разрушение
 +
старой. Центральное место в этой философии
 +
должна занимать, по мнению Сен-Симона,
 +
наука о человеке, социальная наука, которая
 +
должна, подобно физике, химии и
 +
астрономии, стать наукой «позитивной», основанной
 +
на наблюдениях и фактах. Но философия
 +
у Сен-Симона не есть лишь высшее
 +
теоретическое обобщение, она является в то
 +
же время и практическим руководителем, организация
 +
философии — организация жизни.
 +
В сущности философия интересует Сен-Симона
 +
именно в этом своем втором качестве,
 +
новая философская система создастся им как
 +
основа для новой системы общественных
 +
отношений. Учение Сен-Симона проникнуто
 +
активностью в самой высокой мере, пассивная
 +
созерцательность ему совершенно чужда.
 +
Эту связь философии с жизнью отнюдь не
 +
лледует понимать так, как понимали ее французские
 +
рационалисты XVIII в. Для них
 +
было характерно противопоставление существующего
 +
строя строю разумному, естественному.
 +
Задачу общественной философии они
 +
видели в том, чтобы открыть вечные и неизменные законы этого естественного строя.
 +
С их открытием в жизни общества должен
 +
воцариться разум, господство которого сменит
 +
господство невежества, неразумия. Вся эта
 +
концепция Сен-Симону совершенно чужда.
 +
Все общественные институты — и собственность,
 +
и политическое устройство, и даже религия
 +
— имеют, по его мнению, лишь относительное,
 +
историческое значение. Учение Сен-
 +
Симона не знает общественного строя, естественного
 +
для человека вообще, вне условий
 +
времени и пространства. Учение Сен-Симона
 +
не знает и резкого разрыва между неразумием
 +
настоящего и прошедшего и разумом
 +
грядущего. Но зато оно знает чуждую последовательному
 +
рационализму XVIII в.
 +
идею закономерности общественного развития,
 +
идею, порожденную опытом революционных
 +
десятилетий и освященную великими
 +
достижениями естественных наук.
 +
Идея закономерности — основной стержень
 +
системы Сен-Симона. Детерминизм — руководящий
 +
принцип научной методологии, совершенно
 +
бесспорный в области наук физических.
 +
Сен-Симон настаивает, что этот
 +
принцип должен быть перенесен и в область
 +
истории, если она хочет быть наукой. Существует
 +
закон жизни человечества, который
 +
может быть установлен научно и знание которого
 +
дает возможность предвидения в области
 +
явлений социальных, как в области
 +
явлений физических. Этот высший закон все
 +
увлекает и надо всем господствует. Люди для него — только орудия. Хотя он действует
 +
через людей, но не в их власти уклониться
 +
от его влияния или овладеть его действием.
 +
Новая система общественных отношений,
 +
которую возвещает Сен-Симон, не есть, следовательно,
 +
как то было у рационалистов,
 +
система, отвечающая вечным требованиям
 +
разума; она — необходимое следствие и естественное
 +
продолжение всей прошлой истории.
 +
Она должна осуществиться в силу
 +
самого хода событий. ** «Будущее слагается
 +
из последних членов ряда, в котором первые
 +
члены составляют прошлое».**·' Цель истории
 +
как науки и состоит в том, чтобы дать
 +
человечеству возможность от того, что произошло,
 +
заключать о том, что будет. История
 +
остается нагромождением груды фактов,
 +
пока эти факты не связаны теорией, устанавливающей
 +
порядок их последовательности.*
 +
*!**
 +
В закономерном историческом процессе
 +
философские системы занимают вполне определенное
 +
и весьма важное место. Философия
 +
каждой исторической эпохи определяет ее
 +
социальную и политическую систему. «Основная
 +
задача философов заключается в том,
 +
чтобы постигнуть наилучшую для данной
 +
эпохи систему общественного устройства,
 +
* Saint-Simon, Oeuvres choisie. Ill, 191.
 +
** Там же, II, 379.
 +
*** Там же, 132.
 +
**** Там же, III, 217-218; U, 196.
 +
 
 +
чтобы побудить управляемых и правящих
 +
принять ее, чтобы усовершенствовать эту
 +
систему, поскольку она способна к совершен^
 +
ствованию, чтобы низвергнуть ее, когда она
 +
достигнет высшей степени своего совершенства,—
 +
низвергнуть и построить из нее новую
 +
при помощи материалов, собранных
 +
учеными специалистами в каждой отдельной
 +
области»« * В приведенных словах в сжатой
 +
форме выражен ряд мыслей, чрезвычайно
 +
характерных для исторической теории Сен-
 +
Симона, Эта историческая теория — теория
 +
явно идеалистическая. В ней правят миром
 +
философские идеи, имеющие своей основой
 +
достижения отдельных наук, следовательно,
 +
достижения человеческого разума. Философия
 +
не есть нечто единое, само себе равное.
 +
Философия развивается, и в ее рамках развивается
 +
жизнь. Каждая данная философская
 +
система возникает не случайно в голове
 +
того или иного случайного гениального мыслителя.
 +
Она возникает закономерно на основе
 +
успехов наук и потребностей общества. Философ
 +
не выдумывает ее, а постигает. Постигнутая,
 +
она усваивается обществом как наилучшая
 +
для данной эпохи, существует, пока
 +
общество может в ее рамках развиваться,
 +
затем разрушается, чтобы дать место новой,
 +
соответствующей новому уровню знаний, новой
 +
эпохе.
 +
* Oeuvres choisies, III, 217—218.
 +
 
 +
В подтверждение того, что философско-
 +
историческая система Сен-Симона должна
 +
быть отнесена к числу идеалистических, можно
 +
привести цитаты из произведений Сен-
 +
Симона всех эпох его литературной деятельности.
 +
Политические системы возникают, по
 +
Сен-Симону, не случайно, а в силу закона
 +
прогресса человеческого разума. * Поэтому
 +
устойчивым порядком может быть только
 +
порядок, согласный с состоянием просвещения.
 +
** Состоянием просвещения определяются
 +
пределы власти и возможных ее достижений.
 +
*** Средневековую теологическую и
 +
феодальную систему создали и ввели в
 +
жизнь философы, предварительно разрушившие
 +
старые системы, в свое время также
 +
созданные античными, греческими и римскими
 +
философами. **** Необходимые средства
 +
для создания всякой новой общественной
 +
системы дает прогресс знаний. ***** Таким
 +
образом, господство военных в свое время
 +
было необходимо в силу низкого интел*
 +
лектуального развития европейцев и в силу
 +
прогресса знаний перестало быть необходимым.
 +
****** Подобного рода замечаний можно
 +
найти у Сен-Симона сколько угодно, и
 +
все они составляют в совокупности после до-
 +
* Oeuvres choisies, III, 379.
 +
** Там же, III, 12.
 +
*** Там же, III, 105.
 +
**** Там же, П, 218.
 +
***** Там же, III, 252.
 +
****** Там же, III, 277-278.
 +
 
 +
вательную, продуманную идеалистическую
 +
систему. С этим же рядом положений связана
 +
та высокая оценка, какую дает Сен-
 +
Симон исторической роли духовной власти.
 +
Правда, наряду с этим мы встречаем
 +
иногда фразы и обороты, дававшие некоторым
 +
исследователям повод причислять Сен-
 +
Симона к первым провозвестникам материалистического
 +
понимания истории. Так, выясняя
 +
причины упадка значения старой военной
 +
знати и роста авторитета промышленников,
 +
Сен-Симон связывает эти явления с
 +
перемещением собственности и с переходом
 +
руководящих функций в производстве из рук
 +
первых в руки вторых. Перемещение собственности
 +
он в свою очередь объясняет
 +
чисто хозяйственными причинами. * Он утверждает,
 +
что организация собственности составляет
 +
фундамент социального здания,
 +
тогда как организация правительства является
 +
лишь его формой. Основную причину
 +
французской буржуазной революции он
 +
в*идит в изменении соотношения общественных
 +
сил как в результате интеллектуального
 +
прогресса, так и в результате прогресса экономического.
 +
** И тем не менее все эти положения
 +
не дают основания говорить о материализме
 +
концепции Сен-Симона. Само
 +
хозяйственное развитие всегда мыслится им
 +
* Du système industriel, Paris, 1822, стр. 47.
 +
** Эта мысль повторяется много раз. Напр., Du
 +
système industriel, 50—51.
 +
 
 +
как в существе своем развитие интеллектуальное,
 +
как одно из проявлений умственного
 +
прогресса. Рост промышленности, рост власти
 +
человека над природой — результат применения
 +
общей системы знаний. * Если данные
 +
Сен-Симоном характеристики отдельных
 +
моментов конкретного исторического процесса
 +
действительно, как мы еще увидим, содействовали
 +
уяснению реальных движущих сил
 +
истории, то общая его философеко-исторнче-
 +
ская концепция не теряет на всем протяжении
 +
его работы идеалистического характера.
 +
Каждая новая общественная система, сменяя
 +
систему устаревшую, составляет некоторый
 +
шаг вперед в развитии общества. Это
 +
развитие мыслится Сен-Симоном как аналогичное
 +
развитию человеческого организма.
 +
Общество человеческое, подобно человеку, с
 +
момента своего возникновения совершенствуется,
 +
достигая в конце концов зрелости
 +
». *' В первом периоде детства все сосредоточено
 +
на еде, все силы направлены на
 +
добывание пищи; добывание пищи является
 +
главным занятием народов, стоящих на первой
 +
ступени цивилизации. В следующем периоде
 +
детства ребенок начинает увлекаться
 +
ремеслами: он охотно возводит каменные
 +
насыпи, прорывает каналы и т. п. Этому пе-
 +
* Особенно отчетливо в Opinions (1825 г.)
 +
Oeuvres choisies, III, 232—240.
 +
** Oeuvres choisies, 111,^261 и ел., α также в „Mémoires"
 +
— passin·.
 +
 
 +
ρ иоду соответствует та ступень цивилизации,
 +
на которой стоял древний Египет с его пирамидами.
 +
В юношеском возрасте у человека
 +
является склонность к изящным искусствам:
 +
всякий молодой человек пробует свои силы
 +
либо в поэзии, либо в музыке, либо в живописи.
 +
Той же склонностью отличались древние
 +
греки. Вступая в период физической
 +
зрелости, человек пробует свои силы, определяет
 +
их пределы в борьбе с природой.
 +
Аналогию этому периоду составляет римская
 +
цивилизация. Затем деятельность человека
 +
становится медленнее, но правильнее, воображение
 +
слабеет и растут силы рассудительности.
 +
То же переживает последовательно и
 +
человечество. *
 +
Исторической теории Сен-Симона не чужды
 +
известные черты диалектики. Процесс совершенствования
 +
общества, медленный и
 +
равномерный, прерывается в определенные
 +
моменты бурными кризисами, свойственными
 +
также и процессу развития индивидуума. Мы
 +
уже знаем, чем эти кризисы вызываются. Общественная
 +
система до известного момента
 +
отвечает состоянию человеческих знаний, цивилизации,
 +
в ее пределах человечество может
 +
развиваться. Поскольку это так, система
 +
существует и совершенствуется. Но затем
 +
человечество ее перерастает, между ее основами
 +
и состоянием цивилизации образуется
 +
разрыв,— наступает период критики, разру-
 +
* Oeuvres choisies, 105—107.
 +
 
 +
шения системы, за которым следует период
 +
построения нового здания, соответствующего
 +
высшему уровню, достигнутому цивилизацией.
 +
В политическом организме, говорит
 +
Сен-Симон, всегда существуют совместно
 +
два момента: пережитки угасающего прошлого
 +
и зародыши восходящего будущего.
 +
Анализ настоящего, взятого изолированно,
 +
может дать только очень поверхностные или
 +
даже совершенно ложные выводы в результате
 +
смешения этих двух моментов.
 +
Своим изображением роста человечества
 +
как процесса, аналогичного росту человека,
 +
Сен-Симон напоминает Руссо. Но от Руссо
 +
Сен-Симон отличается своим оптимизмом.
 +
Для Руссо золотой век был позади, современное
 +
человечество, по его мнению, переживает
 +
период старческого одряхления. Сен-
 +
Симон самым горячим образом протестует
 +
против этой идеи. «Золотой век,— говорит
 +
он,— который слепое предание относило до
 +
сих пор к прошлому, находится впереди
 +
нас». * Золотой век принесет человечеству
 +
совершенствование социального строя. Нам
 +
его не видать, но дети наши когда-нибудь в
 +
нгго войдут, а мы должны проложить к нему
 +
путь. Человечество, таким образом, не регрессирует,
 +
но прогрессирует. Оно вступает сейчас
 +
в свой зрелый возраст. ** Повидимому,
 +
* Oeuvres choisies, III, 215, эпиграф к „Opinions**.
 +
** Вполне точно: социальный возраст французского
 +
народа соответствует 21 году. Oeuvres choisies, IN,
 +
187.
 +
 
 +
вопреки аналогии с организмом и в противоположность
 +
учению Руссо, Сен-Симон вовсе
 +
не считает необходимым для человечества
 +
одряхление и упадок даже в отдаленном
 +
будущем.
 +
Каковы же признаки прогресса, в чем он
 +
выражается? Для того чтобы судить о том,
 +
прогрессирует или регрессирует человечество,
 +
необходимо иметь какие-то критерии
 +
для оценки сменяющих одна другую общественных
 +
систем. Таких критериев Сен-Симон
 +
устанавливает четыре. «Лучшее общественное
 +
устройство — то, которое делает
 +
жизнь людей, составляющих большинство
 +
общества, возможно счастливее, предоставляя
 +
им максимум средств и возможностей
 +
для удовлетворения их важнейших потребностей.
 +
Это такое общественное устройство,
 +
при котором достойнейшие люди, внутренняя
 +
ценность которых наиболее велика, располагают
 +
максимумом возможностей достичь
 +
высшего положения, независимо от того,
 +
куда их поместила случайность их рождения.
 +
Это затем такое общественное устройство,
 +
которое объединяет в одно общество наиболее
 +
многочисленное население и предоставляет
 +
в его распоряжение максимум средств
 +
для сопротивления иноземцам. Это, наконец,
 +
такое общественное устройство, которое приводит
 +
в результате покровительствуемых им
 +
трудов к наиболее важным открытиям и к
 +
наибольшему прогрессу цивилизации и наук». Пользуясь этими критериями, Сен-Симон
 +
и доказывает превосходство каждой последующей
 +
общественной системы над системой,
 +
ей предшествующей, тем самым подтверждая
 +
свою концепцию прогресса.
 +
 
 +
III
 +
 
 +
Установив основные положения философ-
 +
ско-исторической системы Сен-Симона, посмотрим,
 +
как применяет он эти положения
 +
к объяснению конкретного исторического
 +
процесса.
 +
Само собой разумеется, что с перенесением
 +
золотого века из прошлого в будущее
 +
рушится свойственная XVII и XVIII вв.
 +
теория естественного состояния как состояния
 +
изначального совершенства человеческого
 +
рода. У Сен-Симона представление о
 +
«колыбели человечества» связано с представлением
 +
о невежестве и грубости: жизнь
 +
человечества начинается не с золотого, а
 +
с железного века. Сен-Симону не только
 +
чужда теория естественного состояния.
 +
Он первый устанавливает ее близость к
 +
религиозному учению о рае и о грехопадении,
 +
смело сопоставляя учение Руссо с учением
 +
«богословов». ** Первый период развития
 +
человечества, когда все усилия направ-
 +
* Oeuvres choisies, II, 100.
 +
** Том же, III, 221.
 +
 
 +
ляются на добывание нищи, мало останавливает
 +
«а себе внимание Сен-Симона. Он посвящает
 +
ему лишь несколько малосодержательных
 +
строк в xMemoire sur la Science de
 +
Phomme». * Момент, с которого изучение
 +
исторического процесса приобретает значение
 +
для познания будущего (а в этом цель истории),—
 +
это момент установления рабства.**
 +
Рабство, по учению Сен-Симона, было само
 +
по себе громадным шагом вперед, так как оно
 +
пришло на смену простому истреблению побежденных.
 +
Но оно еще более важно по
 +
своим последствиям. Оно дало возможность
 +
выделиться из общей массы господствующему
 +
классу, который, получив досуг, смог
 +
заниматься усовершенствованием умственных
 +
способностей. Оно, таким образом, создало
 +
условия для прогресса человеческого
 +
разума, а следовательно, и для прогресса
 +
вообще.
 +
Установление рабства связано с большой
 +
системой религиозно-философского характера
 +
— с политеизмом. Этой системе предшествует
 +
идолопоклонство. Но на последнем
 +
Сен-Симон останавливается так же мало, как
 +
и на истории первобытного человечества вообще.
 +
Политеизм не сразу и не целикам вытесняет
 +
идолопоклонство. Новая система
 +
усваивается сначала только учеными, которые
 +
выделяются в особую корпорацию жре-
 +
* Oeuvres choisies, 11,97—99.
 +
** Там же, Ш, 188.
 +
 
 +
цов. Для общенародного употребления они
 +
сохраняют фетишизм, внутри своей корпорации
 +
развивая новую систему. Эта двойственность
 +
ясно видна на примере Египта, где
 +
особенно резко была проведена грань между
 +
мыслящими и верующими. * Распространение
 +
среди народных масс политеистическая система
 +
получила лишь позже — у древних
 +
греков. У них политеизм, организатором которого
 +
Сен-Симон считает Гомера, стал всеобщей
 +
религией. ** На этой религиозной
 +
системе как на оонове выросла система политическая.
 +
Последняя была скопирована с
 +
первой. Даже республиканские конституции
 +
греческих городов представляются Сен-Симону
 +
подражанием Олимпу, который тоже
 +
был республиканским собранием.
 +
Политеистическая система была крупным
 +
шагом вперед. Но сама по себе она была все
 +
же весьма несовершенна. Значительная часть
 +
народов древности жила в полном рабстве,
 +
господа имели над этой частью право жизни
 +
и смерти. Рядом со светской властью, властью
 +
вооруженных, возникла духовная
 +
власть, власть ученых. Но светская власть продолжала
 +
нераздельно господствовать, духовная
 +
власть была ей всецело подчинена.
 +
Власть (как светская, так и духовная)
 +
передавалась по наследству в пределах
 +
военного класса патрициев, для плебеев воз-
 +
* Oeuvres choisies, И, 104.
 +
** Там же, И, 107-108.
 +
 
 +
вышение было совершенно невозможно. Пределы
 +
государств политеистическое системы
 +
были чрезвычайно ограничены, и они были
 +
поэтому очень непрочны. Наконец, и в научной
 +
области народы древности успели весьма
 +
мало. Правда, они уже занимались политикой
 +
как наукой, но они не пришли к познанию
 +
той истины, что руководством в общественной
 +
жизни должна быть мораль и что
 +
поэтому духовная власть должна господствовать
 +
над светской *
 +
На смену политеизму должен был притти
 +
монотеизм, учение о единой управляющей
 +
миром причине. Творцом монотеистической
 +
системы был Сокраг, этот величайший из
 +
когда-либо существовавших людей. ** Но монотеизм
 +
не мог сразу сменить политеизм.
 +
Утверждению хмонотеизма предшествовал
 +
длительный кризис, сильнейший из всех известных
 +
в истории. Этот кризис был вызван
 +
сменой общей идеи, переходом от идеи мно
 +
гобожия к идее единобожия. Окончательно
 +
утвердился монотеизм в форме христианства,
 +
над созданием которого трудились не только
 +
иудеи, но и платоники, а установили его
 +
римляне. С точки зрения Сен-Симона не
 +
республиканская эпоха, а эпоха империи даег
 +
место римлянам среди великих исторических
 +
народов.
 +
* Oeuvres choisies, Ш, 231'.
 +
** Там же, И, 110-1 П.
 +
 
 +
Основная идея христианства,— говорит
 +
Сен-Симон,— б р а т с т в о людей. Этот
 +
моральный принцип при проведении его в
 +
жизнь нужно было смягчить применительно
 +
к умственному и нравственному уровню масс
 +
того времени. Но вес же средневековая
 +
феодально-богословская система, в основу
 +
которой было положено смягченное, приниженное
 +
христианство, представляла крупнейший
 +
шаг вперед в развитии человечества.
 +
Отмечая преимущества средневекового строя,
 +
Сен-Симон резко порывает с рационалистической
 +
традицией XV'III в. и близок к той
 +
реабилитации средних веков, какую давали
 +
реакционеры. Но сходство с последними
 +
здесь только внешнее. Как мы увидим, для
 +
Сен-Симона средневековый порядок — далеко
 +
не идеальный порядок. Он лишь выше того,
 +
которому он пришел на смену,— античного.
 +
Античный строй утверждал полное рабство,
 +
средневековый подготовил освобождение рабов,
 +
превращая их в крепостных. В античных
 +
государствах духовная власть стояла на втором
 +
месте, в средневековых она заняла господствующее
 +
положение. В античных государствах
 +
власть была привилегией патрициев, в
 +
средневековых она оказалась доступна плебеям,
 +
поскольку они были допущены в ряды
 +
духовенства, носителя высшей власти. Античный
 +
строй мог создать значительно мень-
 +
* Oeuvres choisies. Ш, 232 — 233.
 +
 
 +
шие и более слабые общественные организации:
 +
поэтому ой погиб от варваров; средневековый
 +
строй, наоборот, их себе ассимилировал.
 +
* Если здесь попрежнему господствует
 +
военная власть меньшинства (патрициев)
 +
над большинством (плебеями), если
 +
сохраняются еще остатки рабства, то это
 +
было неизбежно. Иначе при невежестве большинства
 +
осуществление полностью принципа
 +
братства привело бы к анархии и разрушению
 +
общества. ** Кроме того, военные
 +
(феодалы) б*ыли, действительно, руководителями
 +
масс в главной отрасли мирных
 +
трудов того времени — в сельском хозяйстве,
 +
как богословы — в научной деятельности.
 +
***
 +
Создание прочной общественной организации,
 +
окончательно сложившейся к XIII в.
 +
(до IX в. шло разрушение античной системы,
 +
в чем много помогли варвары, от IX до
 +
XIII в.— строительство феодально-богословской
 +
системы), **** дает возможность гораздо
 +
более быстрого прогресса человеческих
 +
знаний, освобождая духовные силы, занятые
 +
ранее защитой общества. Этот прогресс идет
 +
в двух направлениях: теоретическом и практическом.
 +
Накопляются и углубляются знания
 +
законов, управляющих явлениями, с од-
 +
* Oeuvres choisies III, 221—232»
 +
** Там же, III, 277-278.
 +
*** Там же, III, 237, 303, а также 77 и ел.
 +
**** Там же, III, 232·
-
----
+
ной стороны; усовершенствуется их применение
-
Сен-Симон А. Избранные сочинения. Том 1. (Oeuvres choisies de C.H. de Saint-Simon) [Djv- 8.4M] [Pdf-23.7M] Перевод с французского под редакцией и с комментариями Л.С. Цетлинa. Вступительная статья В.П. Волгина. (Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1948. - Академия наук СССР. Серия «Предшественники научного социализма»)
+
в полезной промышленной деятельности
 +
человека — с другой. Небывалого до тех пор
 +
расцвета достигают обе отрасли деятельности
 +
человечества к XV в. С XV в, успехи цивилизации
 +
перерастают рамки старой, феодально-
 +
богословской системы, для дальнейшего
 +
прогресса необходима ее дезорганизация. Система
 +
уже выполнила свое назначение, ее руководящие
 +
силы — духовенство и дворянство
 +
— дали все, первое — в области интеллектуальной,
 +
второе —в области военной деятельности.
 +
Их значение непрерывно падает
 +
с ростом значения новых групп, выдвигаемых
 +
ходом цивилизации: представителей светской
 +
науки, ученых и представителей мирного
 +
труда — промышленников. *
 +
В «Катехизисе промышленников» в характеристику
 +
старых и новых общественных
 +
слоев вплетается по отношению к Франции
 +
элемент национальный. Старое дворянство —
 +
завоеватели-франки, промышленники — покоренные
 +
галлы. Возможно, что на Сен-Симона
 +
влиял в этом вопросе его ученик, известный
 +
историк О. Тьерри, для которого
 +
характерно такое изображение генезиса общественных
 +
классов. Обратное влияние представляется
 +
менее правдоподобным, так как и
 +
в более ранних (например, «Memoire sur la
 +
science de l'homme», 1813) и в более позд-
 +
* Oeuvres choisies, III, 75 и CA.; там же, 235 и
 +
ел., 302 и ел·
 +
S СеиСлмон, т. I
-
СОДЕРЖАНИЕ:
+
них («Opinions», 1825) произведениях Сен-
 +
Симона мы находим в применении к классам
 +
средневекового общества лишь термины «патриции
 +
» и «плебеи»,— термины, устанавливающие
 +
генетическую связь между системой
 +
феодально-богословской и системой античной.
 +
Появление промышленников и ученых в среде
 +
плебейства, упадок и разложение дворянства
 +
(патрициата) трактуются как явления
 +
общие, а не только свойственные истории
 +
Франции, и в этой общей трактовке лишен
 +
интереса вопрос о национальном происхождении
 +
той и другой группировки, национальная
 +
окраска является чем-то для них случайным.
 +
До AV в. в обществе господствуют богословские
 +
идеи, носителем которых является
 +
духовенство. Естественно, что духовенство
 +
пользуется властью над умами и нравами.
 +
К XV в. и особенно начиная с XV в. человеческий
 +
разум, разрабатывая опытные науки,
 +
перешедшие ш Европу от арабов, делает
 +
ряд открытий, которые дают материал к построению
 +
новой системы. * Общество постепенно
 +
освобождается из-под господства богословия,
 +
все больше становится удельный
 +
вес светских ученых, развивающих светские
 +
науки. Между тем официальная власть остается
 +
в руках старых богословов. В обществе
 +
возникает внутреннее противоречие, которое
 +
выражается в борьбе нового, научного элемента
 +
со старым, богословским. Начинает-
 +
* Oeuvres choisies, III, 241.
-
В.П. Волгин. Социальное учение Сен-Симона (5).
+
ся критика феодально-богословской системы,
 +
прежде всего ее духовной, богословской стороны.
 +
Лютер, Коперник, философы XVIII в. —
 +
все это этапы критической, дезорганизаторской
 +
работы, которая была необходима, ибо
 +
без нее нельзя было построить новую систему,
 +
соответствующую новым завоеваниям человеческого
 +
разума.
 +
Вслед за критикой духовной стороны феодально-
 +
богословской системы идет критика
 +
ее светской стороны, феодальной организации
 +
как таковой. Пока знать руководила сельскохозяйственными
 +
работами, важнейшими по
 +
тому времени, ей естественно принадлежала
 +
власть. Однако начиная с XV в. плебеи не
 +
только сделали громадные успехи в теоретических
 +
знаниях, они научились их практическому
 +
приложению, «полезному для общества,
 +
и выдвинулись на первое место руководителей
 +
промышленных предприятий. Опека, в которой
 +
знать держала плебеев, потеряла с этого
 +
времени всякий смысл. Бессмысленной
 +
стала эта система, которая представляет собой
 +
какой-то опрокинутый вверх дном мир:
 +
способнейшие находятся в классе управляемых,
 +
класс правителей состоит из людей посредственных.
 +
Но для того чтобы установилось
 +
нормальное положение,— система, соответствующая
 +
изменившемуся в результате прогресса
 +
цивилизации соотношению общественных
 +
групп,— европейским обществам необходимо
 +
было пережить длительный процесс разрушения
 +
старого феодального мира, процесс,
 +
3*
-
ИЗБРАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ
+
только начало которому было положено критикой
 +
Коперника и философов. *
 +
Разрушение феодального и богословского
 +
строя есть, следовательно, по Сен-Симону,
 +
процесс двусторонний, хотя в основе его и
 +
лежит нечто единое: прогресс человеческого
 +
разума. Это, во-первых, чисто идеологическая
 +
критика; это, во-вторых, сопровождающая ее
 +
и воодушевляемая ею борьба реальных общественных
 +
сил. В первой активная роль выпадает
 +
на долю ученых, во второй — на долю
 +
промышленников. Во Франции подъем влияния
 +
промышленников Сен-Симон отмечает с
 +
эпохи крестовых походов, которые разорили
 +
знать и дали возможность промышленникам
 +
откупиться от ее господства, которые повысили
 +
спрос на продукты промышленности и
 +
содействовали скоплению в руках промышленников
 +
средств, необходимых для освобождения.
 +
Ко времени Людовика XI существовал
 +
уже отчетливо отмежевавшийся от других
 +
общественных слоев и достаточно сильный
 +
класс промышленников. В его состав входили
 +
невоенные землевладельцы, сами обрабатывавшие
 +
свою землю, освободившиеся и объединившиеся
 +
в городах ремесленники и, наконец,
 +
торговцы. Со времени Людовика XI
 +
этот класс вступает в борьбу с феодалами,
 +
причем сразу же находит себе союзника в
 +
лице королевской власти. Людовик XI был
 +
основателем союза между королем Франции
 +
* Oeuvres choisies, III, 302—305.
-
Жизнь Сен-Симона, описанная им самим (89).
+
и промышленностью против знати. И королевская
 +
власть в его лице и промышленники
 +
были одинаково заинтересованы в устранении
 +
феодальной пестроты <в управлении, в
 +
установлении единой, прочной власти, какой
 +
могла быть только королевская власть. Естественный
 +
союз королевской власти и промышленности
 +
с этих пор не прерывался в течение
 +
веков. Даже Людовик XIV, вопреки
 +
своей репутации, не нарушал этой основной
 +
политической линии .французских королей:
 +
ведь именно при нем Кольбер помогал промышленникам
 +
создавать большие фабрики и
 +
строил на государственные средства прекрасные
 +
мануфактуры, именно при нем была
 +
учреждена Академия наук, которой было
 +
дано специальное поручение оказывать содействие
 +
промышленным трудам. *
 +
Класс промышленников, все более преуспевающий,
 +
отвоевывающий все новые и новые
 +
позиции у феодального строя, получил законченную
 +
организацию лишь в XVIII в., с образованием
 +
нового вида промышленности,
 +
частные интересы которого были тождественны
 +
с общими интересами всей промышленности.
 +
Этот вид промышленности — банковское
 +
дело. Земледельцы, фабриканты и торговцы
 +
до возникновения банков составляли
 +
отдельные корпорации. Банк объединил их в
 +
единой системе кредита, придав тем самым
 +
* Oeuvres choisies, JI\ 78 и ел., а также Du
 +
système industriel, passim.
-
Письма женевского обитателя к современникам (105).
+
классу промышленников, взятому в целом, такую
 +
денежную силу, какой не обладают ни
 +
все остальные классы вместе, ни даже государство.
 +
* Эта мысль об организующей роли
 +
банков, брошенная Сен-Симоном, получила
 +
дальнейшее развитие у его учеников. В системе
 +
сен-симонистов банки играют роль не
 +
только силы, организующей промышленность.
 +
Они — единственное противоядие, которое
 +
выработала существующая сейчас система
 +
против раздирающей ее анархии, элемент будущего
 +
организованного строя в настоящем.
 +
Они сохраняются и в этом будущем строе
 +
как главный аппарат по управлению производства,
 +
соответственно изменив свой характер,
 +
освободившись от стимула индивидуального
 +
обогащения и став учреждением общественным.
 +
**
 +
Между тем как класс промышленников
 +
окончательно организуется и становится
 +
вполне способным взять .в свои руки власть,
 +
старые господствующие классы окончательно
 +
дезорганизуются. Решительный удар им нанесла
 +
французская революция, основной причиной
 +
которой и было изменение в соотношении
 +
общественных сил, начавшееся с XV в.
 +
и закончившееся к XVIII в. Действительное
 +
соотношение сил было таково: реальная светская
 +
власть в руках промышленников, реаль-
 +
* Oeuvres choisies, IP, 85—87; 246,
 +
** „Изложение учения Сен-Симона", русск. пер.
 +
Изд. Акад. Наук, СССР, 1947, стр. 264 и ел.
-
Очерк науки о человеке (146).
+
ная духовная власть в руках ученых. Политический
 +
строй отвечал не этому реальному
 +
положению, а тому, которое существовало
 +
много веков тому назад: в этом политическом
 +
строе попрежнему наибольшим удельным весом
 +
-пользовались дворянство и духовенство.
 +
В течение столетий шла гражданская и моральная
 +
революция, и она сделала неизбежной
 +
революцию политическую. Задача этой
 +
революции состояла в том, чтобы привлечь к
 +
непосредственной политической власти силы,
 +
которые получили в обществе реальное преобладание.
 +
Было необходимо взять власть из
 +
рук дворянства и духовенства и передать ее
 +
в руки промышленников и ученых. Королевская
 +
власть, которая всегда, как мы уже видели,
 +
была союзницей промышленников,
 +
должна была и на этот раз стать на их сторону.
 +
По мнению Сен-Симона, она так и сделала:
 +
недаром Людовик XVI предоставил
 +
третьему сословию двойное представительство.
 +
Таким образом, революция началась
 +
хорошо. Но затем она уклонилась с истинного
 +
пути и потому привела к неудовлетворительным
 +
результатам: довершив дело дезорганизации
 +
старого феодального и богословского
 +
строя отменой феодальных привилегий,
 +
провозглашением свободы совести и т. п. мерами,
 +
она не построила новой, промышленной
 +
и научной, системы. *
 +
* Du système industriel, 51 и ел.
-
Труд о всемирном тяготении (209).
+
Вопроса об историческом значении французской
 +
революции* о ее причинах и результатах
 +
Сен-Симон касается в своих произведениях
 +
неоднократно, освещая то одну, то
 +
другую сторону проблемы. Интересные соображения
 +
о движущих силах революции находим
 +
мы в «Письмах к американцу». Сен-
 +
Симон подчеркивает здесь ту роль, которую
 +
сыграла в подготовке революции французская
 +
философия XVIII века. Именно тогда
 +
возникла, по мнению Сен-Симона, партия,
 +
которую он называет «свободомыслящей».
 +
Свободомыслящие разоблачили в своих трудах
 +
пороки старого правления, провозгласили
 +
новые принципы общественного порядка, которые
 +
затем узаконило Учредительное Собрание.
 +
Свободомыслящие вовсе не хотели
 +
кровавой революции, и она могла бы обойтись
 +
без крови, новые учреждения сменили
 +
бы старые без применения насилия, если бы
 +
у Франции не было могущественных соседей,
 +
находившихся еще под игом феодализма
 +
и суеверий. Недовольные революцией дворяне
 +
и духовенство обратились к этим соседям
 +
за помощью, и последние, опасаясь, что
 +
революция может затронуть и их самих, напали
 +
на Францию. Чтобы оказать отпор
 +
иноземным войскам, свободомыслящие были
 +
вынуждены поднять и вооружить народные
 +
массы. При их помощи они одержали верх
 +
над дворянством и духовенством всей Европы.
 +
Но вооруженные для отпора привилегированным
 +
пролетарии отстранили свободо-
-
Письма к американцу (291).
+
мыслящих и сами завладели властью, что и
 +
придало революции ее разрушительный
 +
характер.
 +
Свободомыслящим удалось опрокинуть
 +
феодальные и теологические учреждения и
 +
победить силы, стремившиеся восстановить
 +
старый порядок. Однако в установлении нового
 +
порядка они еще не достигли такого
 +
же успеха. *
 +
Причину этой незавершенности французской
 +
революции Сен-Симон видит здесь, по-
 +
видимому, с одной стороны, в неподготовленности
 +
свободомыслящих, в отсутствии у них
 +
общей концепции новой политической системы,
 +
а с другой — в реакции, вызванной временным
 +
захватом власти «невежественным
 +
классом». Иное объяснение дает Сен-Симон
 +
тому же факту в более поздних произведениях.
 +
Основной недостаток революции,— говорит
 +
Сен-Симон в своих работах последнего периода,—
 +
состоит в том, что она не передала
 +
власти в руки промышленников и ученых,
 +
достаточно для этого созревших, а поставила
 +
во главе государства два промежуточных
 +
слоя: метафизиков и законников (легистов).
 +
Эти промежуточные слои образовались в
 +
процессе разложения старого общества и сыграли
 +
в свое время положительную роль.
 +
Потребность в них создавалась необходимо-
 +
* Oeuvres de Saint-Simon et d'Enfantin, XIII,
 +
1, стр. 170—l"i9T
-
Взгляд на собственность и законодательство (350).
+
стью приспособления старого строя к нуждам
 +
общественного развития в тот период, когда
 +
промышленники и ученые не были еще достаточно
 +
сильны, чтобы взять власть в свои
 +
руки. Легисты смягчили феодальную юстицию
 +
в интересах промышленности и не раз
 +
защищали промышленность в старых парламентах
 +
от сил феодализма; метафизики смягчили
 +
старое богословие, сохранив ряд религиозных
 +
положений, но открыв за их пределами
 +
двери свободному суждению. Без этого
 +
смягчения норм феодально-богословского
 +
строя было бы невозможно развитие в его
 +
недрах промышленности и науки. Ко времени
 +
французской революции роль легистов и метафизиков
 +
была уже сыграна: с их помощью
 +
промышленники и ученые выросли в господствующую
 +
силу и должны были стать непосредственно
 +
господствующим классом общества.
 +
Однако резкие и решительные переходы
 +
от одной системы к другой, ей противоположной,
 +
очень трудны. Промышленники,
 +
привыкшие видеть в промежуточных слоях
 +
легистов и метафизиков защитников интересов
 +
общественного развития, решили передать
 +
власть в ответственный момент в их руки.
 +
Между тем эти группы были по самому существу
 +
неспособны к построению новой системы.
 +
Легисты, изощрившиеся в изобретении
 +
способов защиты промышленности во
 +
враждебном ей строе, занялись созданием
 +
системы гарантий и сдержек, которые должны
 +
были обеспечивать интересы промыщ-
-
Притча («Парабола») (428).
+
ленников, вместо того чтобы прямо все поставить
 +
на службу промышленности. Метафизики
 +
занялись поисками наилучшей возможной
 +
власти, соответствующей промышленным
 +
или об'шим принципам. И те и другие
 +
только так и могли действовать. Их нельзя
 +
за это упрекать. Но как бы то ни было
 +
революция, попав в несоответствующие руки,
 +
не привела к построению промышленной и
 +
научной системы вместо феодальной и богословской.
 +
Она оставила страну в неорганизованном
 +
состоянии. Необходимо сделать дальнейший
 +
шаг вперед, уже созидательного характера,—
 +
шаг, который должен завершив
 +
революцию. *
 +
Аналогичным, хотя и не тождественным путем
 +
шло в последние столетия развитие Англии.
 +
Здесь развитие промышленности привело
 +
после революции XVII в. к созданию
 +
компромиссного строя. Английское правление
 +
— это феодальное правление, приноровленное,
 +
насколько возможно, к нуждам промышленности.
 +
Власть осталась в руках
 +
феодального класса, дворянства, которое соединилось
 +
с промышленниками против коро-
 +
* Du système industriel, V и ел.; 51 и ел. В „Катехизисе
 +
промышленников" промежуточный класс
 +
получает наименование буржуазии, а в его состав
 +
входят кроме легистов военные разночинцы и землевладельцы-
 +
разночинцы. Разрушив старый феодализм,
 +
этот класс восстакаплирает затем феодализм
 +
в свою пользу, делая буржуа королем, а своих
 +
членов оделяя титулами герцогов, графор, баронов
 +
и т. д. Oeuvres choisies, III, 93,
-
О теории общественной организации (435).
+
мышленники
 +
соединились с королевской властью
 +
против дворян. В английской системе
 +
смешаны два »принципа, и это смешение ведет
 +
к целому ряду конкретных дефектов,
 +
свидетельствующих о болезненном состоянии
 +
английской нации. В доказательство Сен-Су
 +
мон приводит факты, говорящие о продаж
 +
ности английского парламента и о болезненной
 +
страсти к деньгам, распространенной
 +
среди англичан. Именно потому, что в Англии
 +
феодальная система сделала все возможные
 +
уступки промышленной, она там просуществует
 +
дольше, чем во Франции. Французские
 +
промышленники больше, чем английские,
 +
заинтересованы в смене системы, а
 +
французские феодалы гораздо меньше способны
 +
к сопротивлению, чем феодалы английские,
 +
в борьбе с королем сосредоточившие в
 +
своих руках всю власть. Первой к промышленному
 +
режиму должна перейти Франция, а
 +
за нею последует Англия. *
 +
Мы видим, что у Сен-Симона основным
 +
содержанием исторического процесса с XV в.
 +
является борьба общественных классов. Эта
 +
* Oeuvres choisie?, 11, 1 2—]4°.Такук> характеристику
 +
английского развития мы находим в „Катехизи е
 +
промышленников". В более ранних произредениях
 +
Сен-Симон бглее высоко оценивает английскую
 +
конституцию. Так, в „Mémoire sur la science de
 +
I'homrre", 1813, он вы каэывает ту мысль, что именно
 +
английская организация придет на смену феодальному
 +
режиму у всех европейских народов. Oeuvres
 +
choisies, II, 116,
-
Примечания (453).
+
трактовка истории новой Европы не находится
 +
в противоречии с изображением более
 +
ранних стадий общественного развития. Антагонизм
 +
между промышленниками и феодалами
 +
— новая форма того же антагонизма,
 +
какой существовал между патрициями и плебеями.
 +
В учении Сен-Симона классовая борьба
 +
есть общий признак всякого исторического
 +
человеческого общества. Где-то на заре истории
 +
теоретически мыслится общество бесклассовое,
 +
но о нем трудно сказать что-либо
 +
определенное. На истории XV—XVIII вв.
 +
Сен-Симон останавливается дольше, дает
 +
классам этого периода более конкретную
 +
социально-хозяйственную характеристику. Поэтому
 +
для развития теории классовой борьбы
 +
эта часть построения Сен-Симона имеет наибольшее
 +
значение, она оказала наибольшее
 +
влияние на дальнейшее развитие исторической
 +
науки и теории социализма.
 +
Признавая всю значительность теории Сен-
 +
Симона, мы должны, однако, тут же подчеркнуть
 +
два пункта, в которых она давала неясную,
 +
двусмысленную характеристику общественных
 +
отношений новой Европы. Первый
 +
пункт — вопрос о возникновении общественных
 +
классов. На этот вопрос у Сен-Симона
 +
нет вполне отчетливого ответа. Даже если мы
 +
отметём как случайную мысль о связи классов
 +
нового французского общества с завоевателями-
 +
франками и покоренными галлами,
 +
если мы будем иметь в виду те сочинения
 +
Сен-Симона, где он стремится дать общее
-
Сен-Симон А. Избранные сочинения. Том 2. (Oeuvres choisies de C.H. de Saint-Simon) [Djv- 8.4M] [Pdf-25.5M] Перевод с французского под редакцией и с комментариями Л.С. Цетлинa. Вступительная статья В.П. Волгина. (Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1948. - Академия наук СССР. Серия «Предшественники научного социализма»)
+
изображение хода исторического процесса,—
 +
и в этом случае мы должны будем убедиться,
 +
что Сен-Симон безнадежно путается в своих
 +
объяснениях. Он отмечает хозяйственный
 +
момент в характеристике классов и причин их
 +
роста и упадка (феодалы — не только военные
 +
защитники общества, «о и организаторы
 +
сельского хозяйства, их значение падает с
 +
утратой ими хозяйственных функций, удельный
 +
.вес промышленников повышается с их
 +
хозяйственными успехами и т. д.). Он утверждает,
 +
что нет изменений в общественном порядке
 +
без соответствующего изменения в
 +
форме собственности. Сен-Симон, будучи последователен,
 +
должен был бы в той же хозяйственной
 +
деятельности и в изменении
 +
организации собственности искать и самые
 +
корни общественных классов. Если бы он
 +
сделал этот шаг, он неизбежно пришел бы к
 +
материалистическому пониманию истории. Но
 +
Сен-Симон этого шага не делает, его общая
 +
концепция остается идеалистической. Поэтому
 +
вопрос остается без ответа по существу,
 +
ибо ссылки на политеизм в объяснение
 +
классового строения античного общества, на
 +
христианство в объяснение строя феодально-
 +
богословского, конечно, таким ответом считаться
 +
не могут. И материалистические рассуждения
 +
о росте промышленности, и теория
 +
франкского завоевания остаются в системе
 +
Сен-Симона наращениями, очень интересными,
 +
но логически не связанными с основами
 +
его исторической теории.
-
СОДЕРЖАНИЕ:
+
Второй пункт, поражающий в теории классов
 +
Сен-Симона своим несоответствием
 +
реальным взаимоотношениям его эпохи, это
 +
его представление о классе π ρ см ыш ленников
 +
как о едином классе. Линия основного деления
 +
общества проходит у Сен-Симона между
 +
утратившими хозяйственное и политической
 +
значение, превратившимися в тунеядцев представителями
 +
правящих групп .феодального
 +
общества и промышленниками, в число которых
 +
входят все трудящиеся в индустрии и в
 +
сельском хозяйстве, как в качестве физических
 +
рабочих, так и в качестве предпринимателей.
 +
К промышленникам по существу примыкают
 +
и интеллигентские группы: ученые и
 +
художники. Деление .общества у Сен-Си мои а
 +
двучленно,— в соответствии с представлением
 +
о борьбе двух порядков: феодального и промышленного.
 +
Между двумя основными классами
 +
существуют, правда, промежуточные,
 +
которые иногда, как мы уже говорили, получают
 +
у Сен-Симона общее наименование буржуазии.
 +
* Но эти классы не играют существенной
 +
роли в экономии общества. Промышленный
 +
строй, идущий на смену феодальному,
 +
мыслится Сен-Симоном как строй окончательный,
 +
лишенный внутренних противоре-
 +
* Помня своеобразие терминологии Сен-Симона,
 +
не следует придавать несвойственного ей значения
 +
антитезе „промышленников" и „буржуазии". В состав
 +
промышленников входит вся буржуазия в нашем
 +
смысле этого слова, за исключением рантье (собственники,
 +
не руководящие промышленностью).
-
О промышленной системе (5).
+
чий. Не должно быть поэтому внутренних
 +
противоречий и в том классе, который является
 +
творцом этого нового строя.
 +
Сен-Симон слишком тонкий наблюдатель,
 +
чтобы не видеть того, чего не могли не видеть
 +
даже мыслители XVIII в.: в среде но*
 +
вого общества, идущего на смену старому,
 +
феодальному, резко бросается в глаза различие
 +
между двумя группами. Одни облагают
 +
собствешюстыо, другие ею не обладают. Наличие
 +
этих грулп Сен-Симон констатирует
 +
уже в первом своем произведении. * Он сознает
 +
даже необходимость борьбы между собственниками
 +
и несобственниками. Участием
 +
людей, не имеющих собствен«ости, объясняет
 +
он в своих ранних работах разрушительный
 +
характер французской революции. Он отмечает
 +
господствующее политическое направление
 +
группы несобственников: это страсть к
 +
равенству. Тот же ряд мыслей находим мы
 +
и в более поздних «Письмах к американцу»
 +
(1817). В этом произведении, как мы уже
 +
говорили,'имеется даже термин «пролетарии»
 +
в применении к несобствениикам. При этом
 +
указывается, что пролетарии, вдохновляемые
 +
страстью к равенству, захватив в свои ρνκπ
 +
власть, показали, что может быть нечто худшее,
 +
чем старый режим. **
 +
* Письма же^еп-к^го п*т,та-вляи, ICO? r.Oeuvres
 +
de S.-Simon et d'Enf-tl··, XV, 26.
 +
LJeuvres de S.-Sim-n et d'Enfantin, ХП (1),
 +
178.
-
1. Предисловие (5).
+
В дальнейших работах Сен-Симона оценка
 +
пролетариата существенно меняется. Сен-
 +
Симон тщательно доказывает зрелость французского
 +
пролетариата, проявившего большие
 +
способности к управлению имуществалш БО
 +
время французской революции. Эти способности
 +
сказались как в области земледелия,
 +
так и в области промышленности. В первой
 +
области несколько тысяч пролетариев сразу
 +
перешли в разряд собственников, и это нисколько
 +
не отразилось на обработке земли,
 +
наоборот, земля стала приносить более обильные
 +
урожаи, чем в прежние годы. Во второй
 +
области французская промышленность только
 +
потому могла подняться после революции,
 +
что место старых предпринимателей, раздавленных
 +
революцией, было занято большим
 +
количеством новых людей, вышедших из рядов
 +
простых рабочих. Следовательно, пролетарии
 +
не представляют более опасности для
 +
общественного спокойствия и не нуждаются в
 +
опеке. *
 +
Таким образом, отношение Сен-Симона к
 +
пролетариату на протяжении его литературной
 +
деятельности не остается одним и тем
 +
же. Но самое существование пролетариата
 +
как группы, отличной от группы собственников
 +
в пределах промышленного класса, Сен-
 +
Симоном нигде не отрицается. И тем не менее
 +
он не выделяет пролетариат в особый
 +
класс. Различия, казалось бы, весьма суще-
 +
* Oeuvres choisies, 11, 267 и ел.
 +
4 Сен-Симон ,т Л
-
2. Введение (22).
+
ственные, какие существуют между пролетариями
 +
и предпринимателями, представляются
 +
ему чем-то внешним, а антагонизм между
 +
ними — основанным на взаимном непонимании.
 +
По существу интересы руководителей
 +
промышленных предприятий совпадают с интересами
 +
народных масс. По его мнению,
 +
улучшение морального и физического существования
 +
бедного класса сопряжено с увеличением,
 +
а отнюдь не с уменьшением наслаждений
 +
класса богатого. * «Предприниматели
 +
промышленных работ оказываются, в силу
 +
природы вещей, руководителями и представителями
 +
взглядов большинства». ** Этим совершенно
 +
голословным утверждением разрешается
 +
у Сен-Симона весьма реальное общественное
 +
противоречие, спасается единство
 +
промышленного класса и, следовательно,
 +
перспектива мирного построения «овой общественной
 +
системы. Конечно, до известной степени
 +
возникновение идеи солидарности интересов
 +
предпринимателей и рабочих может
 +
быть отнесено за счет недостаточного развития
 +
во Франции начала XIX в. промышленного
 +
капитала и недостаточной четкости демаркационной
 +
черты, отделяющей в эту эпоху
 +
пролетариев от независимых товаропроизводителей
 +
— мелких ремесленников и крестьян.
 +
Конечно, сохранить концепцию солидарности
 +
было легче в такой обстановке, чем в обста-
 +
* Oeuvres choisie«, Ш, 373.
 +
* " Там же, 239-240.
-
3. Послание королю (29).
+
новке второй половины века. Но внутренний
 +
мотив, который заставил Сен-Симона, обычно
 +
столь прозорливого, закрывать глаза на факты
 +
ему хорошо известные, здесь гораздо
 +
важнее. Сен-Симон как творец новой социальной
 +
системы чувствовал практическую
 +
потребность доказать, с одной стороны, отсутствие
 +
внутренних противоречий в «ей, с
 +
другой — возможность и необходимость ее
 +
безболезненного, мирного установления совместными
 +
усилиями всех элементов общества,
 +
кроме ведущих паразитическое существование
 +
остатков феодального класса. Признание
 +
реального противоречия внутри массы «трудящихся
 +
» подорвало бы всю его практическую
 +
программу.
-
4. Обращение к друзьям человечества (61).
+
IV
-
Продолжение брошюры «О Бурбонах и Стюартах» (О старой и новой политической системе) (102).
+
Какова же была практическая программа
 +
Сен-Симона? Как представлял он себе будущий
 +
промышленный строй? Мы уже знаем,
 +
что социально-политически переход от существующего,
 +
неорганизованного состояния, являющегося
 +
продуктом разложения феодального
 +
строя, к промышленной системе мыслится
 +
Сен-Симоном как переход ©ласти из рук
 +
феодальных и промежуточных общественных
 +
групп в руки промышленников и ученых.
 +
ДЛЯ него это равносильно переходу дела
 +
управления государством от бездельников и
 +
паразитов к трудящимся. Формы, в которых
 +
он изображает в различных произведениях
 +
4*
-
Катехизис промышленников (121).
+
самую организацию власти промышленников
 +
и ученых, довольно разнообразны, но существо
 +
этой организации всегда остается приблизительно
 +
одним и тем же: духовная
 +
власть сосредотачивается в Академии, светская
 +
— в Совете промышленников. * Существующие
 +
органы власти этим отнюдь не
 +
упраздняются. Остается король, остается
 +
министерство, остаются палаты. Но законодательная
 +
инициатива, составлеиие бюджета,
 +
контроль за его исполнением — все это передается
 +
новым органам, к которым и переходит
 +
вследствие этого реальная власть.
 +
Новые общественные силы, получив
 +
власть, должны будут неизбежно поставить
 +
перед собой новые цели, принципиально отличные
 +
от целей старой власти. «До настоящего
 +
времени,— говорит Сен-Симон,— правители
 +
смотрели на народы как на свои вотчины:
 +
все их политические планы были направлены
 +
или на эксплоатацию этих вотчин, или
 +
на их увеличение». ** Этому принципу старой
 +
власти противопоставляли в борьбе с нею
 +
принцип свободы. Его было необходимо провозгласить
 +
тогда, когда свобода всячески угнеталась,
 +
когда нужно было сдерживать произвол.
 +
Но при построении промышленной и
 +
научной системы свобода не может быть
 +
целью. Люди соединяются в общества вовсе
 +
не для обеспечения свободы, так как свобод-
 +
* Oeuvres choisies, III, 205, 308—309 и др.
 +
** Там же, II, 365.
-
Рассуждения литературные, философские и промышленные (273).
+
нее всего они в изолированном состоянии.
 +
Идея свободы как цели общественной организации
 +
есть пустая и метафизическая идея,
 +
соответствующая потребностям переходного
 +
времени разложения феодально-богословского
 +
строя. Точно так же «нелепа формальная
 +
идея порядка в качестве цели общества.
 +
Поддержание порядка — средство, а не цель
 +
для общества. Это — основное условие, при
 +
котором общество может посвятить себя какой-
 +
либо деятельности, но отнюдь не содержание
 +
деятельности. * Гораздо ближе к истине
 +
те, кто провозглашает в качестве основного
 +
принципа для нового общества благо нации.
 +
Но и это неопределенно: благо нации
 +
допускает самые различные толкования, всякий
 +
правитель может понимать его соответственно
 +
своему вкусу. Если он честолюбив,
 +
он будет видеть благо народа в завоеваниях,
 +
если он любит роскошь, он будет считать
 +
благом постройку дворцов и устройство
 +
празднеств и т. п. Поэтому необходимо дать
 +
более точное определение цели общественной
 +
организации. Это определение гласит: «Целью
 +
общественной организации должно быть возможно
 +
лучшее применение в целях удовлетворения
 +
потребностей человека знаний, добытых
 +
науками, искусствами и ремеслами,
 +
распространение этих знаний, их развитие и
 +
возможно большее накопление — иными словами,
 +
возможно более полезное комбинирова-
 +
* Du système industriel, XII, 375.
-
1. Некоторые философские рассуждения для применения в XIX веке (273).
+
ние всех отдельных работ в области наук,
 +
искусств и ремесел». * Стремление к возможно
 +
более широкому удовлетворению человеческих
 +
потребностей — характерная черта
 +
социальной философии Сен-Симона. Ему совершенно
 +
чужды аскетические тенденции,
 +
свойственные большинству более ранних утопистов
 +
(в том числе и бабувистам).
 +
Сен-Симон нигде не дает более конкретной
 +
характеристики этой деятельности общества
 +
по комбинированию отдельных работ. По
 +
этому вопросу в его произведениях имеются
 +
лишь разбросанные там и сям намеки. Но во
 +
всяком случае самая идея общественной организации
 +
производства, общественного плана
 +
производства не есть случайная идея в
 +
учении Сен-Симона. Основная задача промышленной
 +
системы — установление ясного и
 +
разумно комбинированного плана работ,
 +
которые должны быть выполнены обществом.
 +
Наличие общего плана хозяйства — черта,
 +
наиболее резко отличающая систему, проповедуемую
 +
Сен-Симоном, от хозяйственной
 +
анархии, характерной для капиталистического
 +
строя. Это именно и позволяет ему именовать
 +
будущий общественный строй — а с с о ц
 +
и а ц и е й . ** Но это слово не должно вводить
 +
нас в заблуждение. Ассоциация Сен-
 +
Симона не предполагает общественной собственности
 +
на средства производства. У него
 +
* Oeuvres choisies, II, 370.
 +
** Там же, II, 375.
-
2. Об общественной организации (318).
+
нет речи об отмене частной собственности, об
 +
экспроприации. Государство лишь в известной
 +
мере подчиняет деятельность отдельных
 +
промышленников общему плану, направляя
 +
ее в известное русло. Сохраняется, следовательно,
 +
и классовое строение общества, как
 +
сохраняется барыш предпринимателей. Сен-
 +
Симон прямо призывает не очень придираться
 +
к барышам промышленников, если они
 +
ведут работы, полезные для государства. *
 +
Необходимо,— говорит он,— поощрять возможно
 +
больше земледельческую, промышленную
 +
и торговую деятельность... Надо привлекать
 +
людей приманкой частных выгод к работам
 +
по устройству каналов, дорог и мостов,
 +
по осушению, распашке и орошению. Общество
 +
и в будущем сохранит, по мнению Сен-
 +
Симона, форму пирамиды.
 +
Как мы уже знаем, Сен-Симон не считает
 +
институт собственности вечным и неизменным.
 +
Этот институт подлежит усовершенствованию
 +
с изменением исторических условий:
 +
«до очевидности ясно,— говорит Сен-
 +
Симон,— что в каждой стране основным законом
 +
является тот, который устанавливает
 +
формы его организации, но из того, что этот
 +
закон является основным, еще не следует,
 +
что он не может быть изменен». Сен-Симон
 +
считает необходимым отыскание такого способа
 +
организации собственности, который
 +
* Oeuvres choisies, II, 443.
-
Новое христианство (364).
+
доставил бы наибольшую сумму благосостояния
 +
и свободы.
 +
Сен-Симон считает, что промышленная
 +
система будет системой максимально возможного
 +
равенства. Полное равенство немыслимо.
 +
Мы уже (видели, как Сен-Симон осуждает
 +
«страсть к равенству» эпохи буржуазной революции.
 +
Действительно осуществимое равенство
 +
состоит прежде ©сего в том, что в
 +
промышленной системе все являются трудящимися,
 +
паразитизм старых правящих групп
 +
исчезает. Общество есть союз людей, занятых
 +
полезными работами. Уже в «Письмах
 +
женевского обитателя» (1802) Сен-Симон
 +
провозглашает принцип всеобщего труда: «Все
 +
люди будут работать; они все будут смотреть
 +
на себя как на работников, прикрепленных к
 +
мастерской... На каждого возложена обязанность
 +
постоянно давать своим силам применение,
 +
полезное для человечества». Бесполезных
 +
для мастерской работников в ней не
 +
должно быть. * Различие между трудящимися
 +
лишь в том, что одни работают руками,
 +
другие — головой. Богатого только за то и
 +
будут кормить бедные, что он работает головой.
 +
Но место, которое каждый занимает в
 +
общественной системе, будет определяться не
 +
случайностью рождения, так как все привилегии
 +
будут уничтожены, а способностями.
 +
Как известно, из этого положения ученики
 +
Сен-Симона сделали вывод об отмене права
 +
• Oeuvres de S.-Simon et d'Enfantin, XV (1), 55.
-
КОММЕНТАРИИ
+
наследования и об иерархии способностей «во
 +
всех областях общественной жизни, в том
 +
числе и в хозяйственной («каждому — по егс
 +
способностям, каждой способности — по ее
 +
делам»). У Сен-Симона проблема остается
 +
недодуманной. Иногда о« под привилегиями
 +
разумеет и богатство: богатый, мозг которого
 +
не способен к работе, будет вынужден работать
 +
руками. Иногда он имеет в виду только
 +
политические привилегии и говорит о способностях
 +
как об условии политического возвышения.
 +
* В одном месте он говорит, что значение
 +
и доход каждого должны быть пропорциональны
 +
его способностям и его вкладу
 +
(mise). ** Во всяком случае принцип возвышения
 +
по способностям (в промышленности)
 +
и незыблемость права собственности на
 +
средства производства у него остаются ле-
 +
примиренными-
 +
В таких пределах осуществляется в промышленной
 +
системе равенство. И все-таки
 +
Сен-Симон заявляет, что организованная
 +
описанным выше способом деятельность системы
 +
будет направлена к наибольшей выгоде
 +
наибольшей массы. Эта тема повторяется
 +
во всех произведениях последнего периода
 +
его деятельности. Иногда Сен-Симон говорит
 +
об организации политического общества, предоставляющего
 +
всем образующим его индивидуумам
 +
возможно большую сумму счастья,
 +
* Oeuvres choisies, Jl, 444.
 +
** L'Organisateur, 9 lettre.
-
Анри де Сен-Симон (Биографический очерк) (439).
 
-
Издания основных произведений Сен-Симона (464).
+
иногда — о создании учреждений, целью которых
 +
будет увеличение благосостояния последнего
 +
и самого многочисленного общественного
 +
класса или самого бедного общественного
 +
класса. Наконец, мы имеем и еще
 +
одну совершенно отчетливую формулировку:
 +
общественное устройство, основные учреждения
 +
которого в своей совокупности содействуют
 +
увеличению благосостояния пролетариев.
 +
* Настойчивость, с которой Сен-Симон
 +
возвращается к этой мысли, возрастающая
 +
точность ее выражения, пафос — все это свидетельствует
 +
о том, что в последние годы
 +
жизни интерес Сен-Симона к участи пролетариев
 +
был очень велик. С этим связано, конечно,
 +
и изменение оценки, какую давал Сен-
 +
Симон деятельности и успехам пролетариев
 +
в последние годы. К сожалению, интерес к
 +
пролетариату нашел свое выражение лишыв
 +
приведенных формулировках; он не успел
 +
оказать влияния ни на сен-симоновскую
 +
теорию классов, ни на его концепцию будущей
 +
общественной системы. Конкретного
 +
представления о том, какими мерами должно
 +
быть достигнуто повышение благосостояния
 +
наиболее многочисленного класса, у Сен-Симона
 +
в сущности нет. Мы можем отметить в
 +
характеристике будущего строя только одно
 +
сколько-нибудь существенное положение, непосредственно
 +
отвечающее на нужды проле-
 +
* Oeuvres choisies, IIr, а39, 313—314; Nouveau
 +
Christianisme, 317 и ел. passim.
-
Примечания (467).
+
тариата. Как мы знаем, труд у Сен-Симона
 +
обязателен для всех. Естественно, что он
 +
должен быть и доступен для всех. Сен-Симон,
 +
очевидно под впечатлением наблюдавшихся
 +
в начале XIX в. промышленных кризисов
 +
и обусловленной ими безработицы, обращает
 +
на этот вопрос особое внимание. Он
 +
не раз возвращается к мысли, что обществега-
 +
ная система должна обеспечить пролетариату
 +
непрерывный труд. У Сен-Симона есть,
 +
таким образом, идея п р а в а на т р у д ; но
 +
она не получает у него сколько-нибудь исчерпывающего
 +
развития. *
 +
Очень интересны выводы, которые делает
 +
Сен-Симон из своей концепции промышленной
 +
системы по отношению к функциям власти.
 +
В старых общественных системах интересы
 +
большинства наций были подчинены
 +
интересам меньшинства. Это было необходимо
 +
вследствие невежества большинства, которое
 +
приходилось держать в опеке, чтобы не
 +
давать обществу распасться. Поэтому главной
 +
функцией власти в старом обществе было
 +
поддержание порядка среди этого подчиненного
 +
большинства. Обеспечение спокойствия
 +
и безопасности всем видам труда — такова
 +
была полезная сторона ее действий. Но это
 +
спокойствие достигалось с громадной затратой
 +
сил: меньшая часть общества тратила
 +
свои силы и значительную часть сил боль-
 +
* Oeuvres choisies, I!I, 244, 288.
-
Литература о Сен-Симоне (476).
+
шей на то, чтобы держать ее в покорности;
 +
большая тратила свои силы на борьбу с
 +
меньшей. Между тем воздействие человека
 +
на человека само по себе вредно; нет другого
 +
полезного труда, как воздействие человека
 +
на вещи.
 +
Переход к новой системе, ставший возможным
 +
вследствие того, что большинство народа
 +
созрело и не нуждается более в опеке (см.
 +
выше о зрелости французского пролетариата),
 +
позволяет свести к минимуму функции
 +
поддержания порядка. Промышленная система
 +
менее ©сего требует управления людьми,
 +
так как в системе, прямая цель которой —
 +
благо большинства, не приходится тратить
 +
энергию на поддержание власти над этим
 +
большинством, которое уже не является врагом
 +
существующего порядка. «Отсюда следует,
 +
что власть, управляющая в собственном
 +
смысле слова, будет (в промышленной
 +
системе), насколько возможно, ограничена».
 +
Функция порядка отойдет на задний план и,
 +
может быть, даже не будет требовать особых
 +
должностных лиц. «Обязанность поддержания
 +
порядка сможет легко стать почти целиком
 +
общей обязанностью всех граждан — в
 +
смысле ли задержания нарушителей порядка,
 +
в смысле ли разрешения споров». Место
 +
системы управления людьми, системы господства
 +
займет система администрации, система
 +
управления вещами. Административная власть
 +
сменит власть правительственную. И основной
 +
задачей этой администрирующей власти,
-
Именной указатель (480).
+
носителями которой будут ученые, художники
 +
и промышленники, будет организация работ
 +
по культивированию земного шара в интересах
 +
человечества. Средства, идущие на
 +
войско и полицию, пойдут только на промышленную
 +
деятельность, распространение
 +
знаний и развлечения. Будущее общество
 +
представляется Сен-Симону в виде громадной,
 +
сложной мастерской. Политика в таком
 +
обществе — прежде всего наука о производстве.
 +
Легко себе представить, чего сможет
 +
достичь человечество, когда оно перестанет
 +
расточать силы на управление друг другом и
 +
организует их для совместного воздействия
 +
на природу, в особенности, если тот же
 +
принцип восторжествует и в отношениях народов
 +
между собой. *
-
.т.1 - 468, т.2 - 486
+
V
----
----

Пожалуйста, обратите внимание, что все ваши добавления могут быть отредактированы или удалены другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. m-17.info:Авторское право). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!


Личные инструменты