Цена 1 часа рабочей силы, как правило снижается.

СЕН-СИМОН

Материал из m-17.info

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 14: Строка 14:
-
 
-
IV
 
-
 
-
Какова же была практическая программа
 
-
Сен-Симона? Как представлял он себе будущий
 
-
промышленный строй? Мы уже знаем,
 
-
что социально-политически переход от существующего,
 
-
неорганизованного состояния, являющегося
 
-
продуктом разложения феодального
 
-
строя, к промышленной системе мыслится
 
-
Сен-Симоном как переход ©ласти из рук
 
-
феодальных и промежуточных общественных
 
-
групп в руки промышленников и ученых.
 
-
ДЛЯ него это равносильно переходу дела
 
-
управления государством от бездельников и
 
-
паразитов к трудящимся. Формы, в которых
 
-
он изображает в различных произведениях
 
-
4*
 
-
 
-
самую организацию власти промышленников
 
-
и ученых, довольно разнообразны, но существо
 
-
этой организации всегда остается приблизительно
 
-
одним и тем же: духовная
 
-
власть сосредотачивается в Академии, светская
 
-
— в Совете промышленников. * Существующие
 
-
органы власти этим отнюдь не
 
-
упраздняются. Остается король, остается
 
-
министерство, остаются палаты. Но законодательная
 
-
инициатива, составлеиие бюджета,
 
-
контроль за его исполнением — все это передается
 
-
новым органам, к которым и переходит
 
-
вследствие этого реальная власть.
 
-
Новые общественные силы, получив
 
-
власть, должны будут неизбежно поставить
 
-
перед собой новые цели, принципиально отличные
 
-
от целей старой власти. «До настоящего
 
-
времени,— говорит Сен-Симон,— правители
 
-
смотрели на народы как на свои вотчины:
 
-
все их политические планы были направлены
 
-
или на эксплоатацию этих вотчин, или
 
-
на их увеличение». ** Этому принципу старой
 
-
власти противопоставляли в борьбе с нею
 
-
принцип свободы. Его было необходимо провозгласить
 
-
тогда, когда свобода всячески угнеталась,
 
-
когда нужно было сдерживать произвол.
 
-
Но при построении промышленной и
 
-
научной системы свобода не может быть
 
-
целью. Люди соединяются в общества вовсе
 
-
не для обеспечения свободы, так как свобод-
 
-
* Oeuvres choisies, III, 205, 308—309 и др.
 
-
** Там же, II, 365.
 
-
 
-
нее всего они в изолированном состоянии.
 
-
Идея свободы как цели общественной организации
 
-
есть пустая и метафизическая идея,
 
-
соответствующая потребностям переходного
 
-
времени разложения феодально-богословского
 
-
строя. Точно так же «нелепа формальная
 
-
идея порядка в качестве цели общества.
 
-
Поддержание порядка — средство, а не цель
 
-
для общества. Это — основное условие, при
 
-
котором общество может посвятить себя какой-
 
-
либо деятельности, но отнюдь не содержание
 
-
деятельности. * Гораздо ближе к истине
 
-
те, кто провозглашает в качестве основного
 
-
принципа для нового общества благо нации.
 
-
Но и это неопределенно: благо нации
 
-
допускает самые различные толкования, всякий
 
-
правитель может понимать его соответственно
 
-
своему вкусу. Если он честолюбив,
 
-
он будет видеть благо народа в завоеваниях,
 
-
если он любит роскошь, он будет считать
 
-
благом постройку дворцов и устройство
 
-
празднеств и т. п. Поэтому необходимо дать
 
-
более точное определение цели общественной
 
-
организации. Это определение гласит: «Целью
 
-
общественной организации должно быть возможно
 
-
лучшее применение в целях удовлетворения
 
-
потребностей человека знаний, добытых
 
-
науками, искусствами и ремеслами,
 
-
распространение этих знаний, их развитие и
 
-
возможно большее накопление — иными словами,
 
-
возможно более полезное комбинирова-
 
-
* Du système industriel, XII, 375.
 
-
 
-
ние всех отдельных работ в области наук,
 
-
искусств и ремесел». * Стремление к возможно
 
-
более широкому удовлетворению человеческих
 
-
потребностей — характерная черта
 
-
социальной философии Сен-Симона. Ему совершенно
 
-
чужды аскетические тенденции,
 
-
свойственные большинству более ранних утопистов
 
-
(в том числе и бабувистам).
 
-
Сен-Симон нигде не дает более конкретной
 
-
характеристики этой деятельности общества
 
-
по комбинированию отдельных работ. По
 
-
этому вопросу в его произведениях имеются
 
-
лишь разбросанные там и сям намеки. Но во
 
-
всяком случае самая идея общественной организации
 
-
производства, общественного плана
 
-
производства не есть случайная идея в
 
-
учении Сен-Симона. Основная задача промышленной
 
-
системы — установление ясного и
 
-
разумно комбинированного плана работ,
 
-
которые должны быть выполнены обществом.
 
-
Наличие общего плана хозяйства — черта,
 
-
наиболее резко отличающая систему, проповедуемую
 
-
Сен-Симоном, от хозяйственной
 
-
анархии, характерной для капиталистического
 
-
строя. Это именно и позволяет ему именовать
 
-
будущий общественный строй — а с с о ц
 
-
и а ц и е й . ** Но это слово не должно вводить
 
-
нас в заблуждение. Ассоциация Сен-
 
-
Симона не предполагает общественной собственности
 
-
на средства производства. У него
 
-
* Oeuvres choisies, II, 370.
 
-
** Там же, II, 375.
 
-
 
-
нет речи об отмене частной собственности, об
 
-
экспроприации. Государство лишь в известной
 
-
мере подчиняет деятельность отдельных
 
-
промышленников общему плану, направляя
 
-
ее в известное русло. Сохраняется, следовательно,
 
-
и классовое строение общества, как
 
-
сохраняется барыш предпринимателей. Сен-
 
-
Симон прямо призывает не очень придираться
 
-
к барышам промышленников, если они
 
-
ведут работы, полезные для государства. *
 
-
Необходимо,— говорит он,— поощрять возможно
 
-
больше земледельческую, промышленную
 
-
и торговую деятельность... Надо привлекать
 
-
людей приманкой частных выгод к работам
 
-
по устройству каналов, дорог и мостов,
 
-
по осушению, распашке и орошению. Общество
 
-
и в будущем сохранит, по мнению Сен-
 
-
Симона, форму пирамиды.
 
-
Как мы уже знаем, Сен-Симон не считает
 
-
институт собственности вечным и неизменным.
 
-
Этот институт подлежит усовершенствованию
 
-
с изменением исторических условий:
 
-
«до очевидности ясно,— говорит Сен-
 
-
Симон,— что в каждой стране основным законом
 
-
является тот, который устанавливает
 
-
формы его организации, но из того, что этот
 
-
закон является основным, еще не следует,
 
-
что он не может быть изменен». Сен-Симон
 
-
считает необходимым отыскание такого способа
 
-
организации собственности, который
 
-
* Oeuvres choisies, II, 443.
 
-
 
-
доставил бы наибольшую сумму благосостояния
 
-
и свободы.
 
-
Сен-Симон считает, что промышленная
 
-
система будет системой максимально возможного
 
-
равенства. Полное равенство немыслимо.
 
-
Мы уже (видели, как Сен-Симон осуждает
 
-
«страсть к равенству» эпохи буржуазной революции.
 
-
Действительно осуществимое равенство
 
-
состоит прежде ©сего в том, что в
 
-
промышленной системе все являются трудящимися,
 
-
паразитизм старых правящих групп
 
-
исчезает. Общество есть союз людей, занятых
 
-
полезными работами. Уже в «Письмах
 
-
женевского обитателя» (1802) Сен-Симон
 
-
провозглашает принцип всеобщего труда: «Все
 
-
люди будут работать; они все будут смотреть
 
-
на себя как на работников, прикрепленных к
 
-
мастерской... На каждого возложена обязанность
 
-
постоянно давать своим силам применение,
 
-
полезное для человечества». Бесполезных
 
-
для мастерской работников в ней не
 
-
должно быть. * Различие между трудящимися
 
-
лишь в том, что одни работают руками,
 
-
другие — головой. Богатого только за то и
 
-
будут кормить бедные, что он работает головой.
 
-
Но место, которое каждый занимает в
 
-
общественной системе, будет определяться не
 
-
случайностью рождения, так как все привилегии
 
-
будут уничтожены, а способностями.
 
-
Как известно, из этого положения ученики
 
-
Сен-Симона сделали вывод об отмене права
 
-
• Oeuvres de S.-Simon et d'Enfantin, XV (1), 55.
 
-
 
-
наследования и об иерархии способностей «во
 
-
всех областях общественной жизни, в том
 
-
числе и в хозяйственной («каждому — по егс
 
-
способностям, каждой способности — по ее
 
-
делам»). У Сен-Симона проблема остается
 
-
недодуманной. Иногда о« под привилегиями
 
-
разумеет и богатство: богатый, мозг которого
 
-
не способен к работе, будет вынужден работать
 
-
руками. Иногда он имеет в виду только
 
-
политические привилегии и говорит о способностях
 
-
как об условии политического возвышения.
 
-
* В одном месте он говорит, что значение
 
-
и доход каждого должны быть пропорциональны
 
-
его способностям и его вкладу
 
-
(mise). ** Во всяком случае принцип возвышения
 
-
по способностям (в промышленности)
 
-
и незыблемость права собственности на
 
-
средства производства у него остаются ле-
 
-
примиренными-
 
-
В таких пределах осуществляется в промышленной
 
-
системе равенство. И все-таки
 
-
Сен-Симон заявляет, что организованная
 
-
описанным выше способом деятельность системы
 
-
будет направлена к наибольшей выгоде
 
-
наибольшей массы. Эта тема повторяется
 
-
во всех произведениях последнего периода
 
-
его деятельности. Иногда Сен-Симон говорит
 
-
об организации политического общества, предоставляющего
 
-
всем образующим его индивидуумам
 
-
возможно большую сумму счастья,
 
-
* Oeuvres choisies, Jl, 444.
 
-
** L'Organisateur, 9 lettre.
 
-
 
-
 
-
иногда — о создании учреждений, целью которых
 
-
будет увеличение благосостояния последнего
 
-
и самого многочисленного общественного
 
-
класса или самого бедного общественного
 
-
класса. Наконец, мы имеем и еще
 
-
одну совершенно отчетливую формулировку:
 
-
общественное устройство, основные учреждения
 
-
которого в своей совокупности содействуют
 
-
увеличению благосостояния пролетариев.
 
-
* Настойчивость, с которой Сен-Симон
 
-
возвращается к этой мысли, возрастающая
 
-
точность ее выражения, пафос — все это свидетельствует
 
-
о том, что в последние годы
 
-
жизни интерес Сен-Симона к участи пролетариев
 
-
был очень велик. С этим связано, конечно,
 
-
и изменение оценки, какую давал Сен-
 
-
Симон деятельности и успехам пролетариев
 
-
в последние годы. К сожалению, интерес к
 
-
пролетариату нашел свое выражение лишыв
 
-
приведенных формулировках; он не успел
 
-
оказать влияния ни на сен-симоновскую
 
-
теорию классов, ни на его концепцию будущей
 
-
общественной системы. Конкретного
 
-
представления о том, какими мерами должно
 
-
быть достигнуто повышение благосостояния
 
-
наиболее многочисленного класса, у Сен-Симона
 
-
в сущности нет. Мы можем отметить в
 
-
характеристике будущего строя только одно
 
-
сколько-нибудь существенное положение, непосредственно
 
-
отвечающее на нужды проле-
 
-
* Oeuvres choisies, IIr, а39, 313—314; Nouveau
 
-
Christianisme, 317 и ел. passim.
 
-
 
-
тариата. Как мы знаем, труд у Сен-Симона
 
-
обязателен для всех. Естественно, что он
 
-
должен быть и доступен для всех. Сен-Симон,
 
-
очевидно под впечатлением наблюдавшихся
 
-
в начале XIX в. промышленных кризисов
 
-
и обусловленной ими безработицы, обращает
 
-
на этот вопрос особое внимание. Он
 
-
не раз возвращается к мысли, что обществега-
 
-
ная система должна обеспечить пролетариату
 
-
непрерывный труд. У Сен-Симона есть,
 
-
таким образом, идея п р а в а на т р у д ; но
 
-
она не получает у него сколько-нибудь исчерпывающего
 
-
развития. *
 
-
Очень интересны выводы, которые делает
 
-
Сен-Симон из своей концепции промышленной
 
-
системы по отношению к функциям власти.
 
-
В старых общественных системах интересы
 
-
большинства наций были подчинены
 
-
интересам меньшинства. Это было необходимо
 
-
вследствие невежества большинства, которое
 
-
приходилось держать в опеке, чтобы не
 
-
давать обществу распасться. Поэтому главной
 
-
функцией власти в старом обществе было
 
-
поддержание порядка среди этого подчиненного
 
-
большинства. Обеспечение спокойствия
 
-
и безопасности всем видам труда — такова
 
-
была полезная сторона ее действий. Но это
 
-
спокойствие достигалось с громадной затратой
 
-
сил: меньшая часть общества тратила
 
-
свои силы и значительную часть сил боль-
 
-
* Oeuvres choisies, I!I, 244, 288.
 
-
 
-
шей на то, чтобы держать ее в покорности;
 
-
большая тратила свои силы на борьбу с
 
-
меньшей. Между тем воздействие человека
 
-
на человека само по себе вредно; нет другого
 
-
полезного труда, как воздействие человека
 
-
на вещи.
 
-
Переход к новой системе, ставший возможным
 
-
вследствие того, что большинство народа
 
-
созрело и не нуждается более в опеке (см.
 
-
выше о зрелости французского пролетариата),
 
-
позволяет свести к минимуму функции
 
-
поддержания порядка. Промышленная система
 
-
менее ©сего требует управления людьми,
 
-
так как в системе, прямая цель которой —
 
-
благо большинства, не приходится тратить
 
-
энергию на поддержание власти над этим
 
-
большинством, которое уже не является врагом
 
-
существующего порядка. «Отсюда следует,
 
-
что власть, управляющая в собственном
 
-
смысле слова, будет (в промышленной
 
-
системе), насколько возможно, ограничена».
 
-
Функция порядка отойдет на задний план и,
 
-
может быть, даже не будет требовать особых
 
-
должностных лиц. «Обязанность поддержания
 
-
порядка сможет легко стать почти целиком
 
-
общей обязанностью всех граждан — в
 
-
смысле ли задержания нарушителей порядка,
 
-
в смысле ли разрешения споров». Место
 
-
системы управления людьми, системы господства
 
-
займет система администрации, система
 
-
управления вещами. Административная власть
 
-
сменит власть правительственную. И основной
 
-
задачей этой администрирующей власти,
 
-
 
-
носителями которой будут ученые, художники
 
-
и промышленники, будет организация работ
 
-
по культивированию земного шара в интересах
 
-
человечества. Средства, идущие на
 
-
войско и полицию, пойдут только на промышленную
 
-
деятельность, распространение
 
-
знаний и развлечения. Будущее общество
 
-
представляется Сен-Симону в виде громадной,
 
-
сложной мастерской. Политика в таком
 
-
обществе — прежде всего наука о производстве.
 
-
Легко себе представить, чего сможет
 
-
достичь человечество, когда оно перестанет
 
-
расточать силы на управление друг другом и
 
-
организует их для совместного воздействия
 
-
на природу, в особенности, если тот же
 
-
принцип восторжествует и в отношениях народов
 
-
между собой. *
 
-
 
-
V
 
----
----

Версия 20:30, 15 июля 2020


/ Заглавная страница / 100% /


Академик В. Я. ВОЛГИН

СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН - СИМОНА



Личные инструменты