Цена 1 часа рабочей силы, как правило снижается.

Отрывок третий (1810)

Материал из m-17.info

Версия от 16:06, 16 июля 2020; Vladimir (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

В обществе существует и у читателя также должно возникнуть известное предубеждение против меня, ибо работа, которой я посвятил себя, является уже четвертой, а три первые не имели успеха. Жизнь моя, одним словом, представляет собой целый ряд падений, но тем не менее она не пропала даром, так как я не только не опускался, но все время поднимался, т. е. ни одно из этих падений не возвращало меня к отправной точке. Работы, начатые мной и не доведенные до конца, нужно рассматри-

вать, как необходимые для меня опыты; их нужно считать подготовительными работами, заполнившими деятельный период моей жизни. На пути открытий я испытывал на себе борьбу прилива и отлива: я часто опускался, но сила подъема всегда преобладала над прог тивоположной силой. Мне почти 50 лет, я нахожусь в том возрасте, когда уже уходят на покой, а я только выхожу на свое поприще. Одним словом, после долгого и тягостного пути я очутился у начальной точки. Я говорю, что общество не должно считать окончательным составленное им суждение о моем поведении, я прошу справедливого пересмотра этого суждения. Не половинчатого, а полного оправдания хочу я добиться. Нынешнее мое положение весьма необычно: оно одновременно и неприятно и счастливо. Вы уже знаете мое денежное положение. Нравственное мое состояние во многих отношениях еще более огорчительно, чем денежное; каждый даваемый мне совет может привести меня в уныние. И что же? Этому положению я радуюсь, я чувствую себя счастливым, ощущаю свою силу, и ощущение это наиболее приятно из всех испытанных мною в жизни. Без тревог взираю я на те трудности, которые мне предстоит преодолеть, и смеюсь над теми, которые могут представиться. Я нахожу, что мои ошибки должны быть приписаны скорее несовершенству человече-

ской природы, чем моей собственной слабости. Читая произведения небольшого числа писателей, непосредственно подходивших к великому вопросу, занимавшихся исправлением пограничной линии между добром и злом, втремившихся с большей точностью, чем их предшественники, установить цель, к которой нужно стремиться, и начертать пути, ведущие к ней, можно подумать, что все они были образцами мудрости и чистоты в своей частной жизни. Но легко убедиться при помощи рассуждения и исследования фактов, что мнение это, основанное на первом впечатлении, совершенно ошибочно. Душа тем больше доступна страстям, чем большей пылкостью она обладает. Точка зрения, на которую- нужно становиться, чтобы охватить великий вопрос во всей его полноте, должна быть наиболее возвышенной. Поэтому не надо удивляться, что философы- изобретатели вели жизнь, полную волнений. На это можно посмотреть и с другой точки зрения. Единственное средство добиться положительных успехов в философии — делать опыты. Наиболее важные философские опыты это те, которые ведут к новому действию или к новому ряду действий. Всякое новое действие может быть оценено лишь после наблюдений над его последствиями; таким образом, че-

ловек, посвятивший себя исследованиям в области высшей философии, во время этих опытов может совершать много глупых действий. Из природы вещей следует, что для совершения важного шага в философии нужно выполнить следующие условия: 1) вести, пока находишься в крепком возрасте, свою особенную и как можно более деятельную жизнь, 2) тщательно знакомиться со всеми теориями и с практикой, 3) обозреть все классы общества, становиться лично в самые разнообразные социальные положения и даже создавать такие отношения, которые никогда не существовали, 4) наконец, свою старость использовать, чтобы резюмировать наблюдения над последствиями своих опытов как для других, так и для себя и установить принципы этих резюме. К людям такого поведения человечество должно питать наибольшее уважение; оно должно считать их наиболее добродетельными, ибо они методически способствовали успехам науки, этого единственного истинного источника мудрости. Нет, мои действия не следует оценивать по тому же принципу, как действия других, так как вся моя деятельная жизнь была рядом опытов.

Я хочу на примере показать различие, существующее, мне кажется, между принципами, по которым оценивают действия, ведущие людей к обычной цели жизни, и действия, целью которых является опыт. Если я вижу человека, испытывающего свою силу или ловкость на животном с единственной целью доставить ему страдание, хотя бы это было лишь насекомое, я говорю, что человек этот от природы не обладает склонностью к чувствительности и что он идет в направлении, которое доведет его до жестокости. Если же я вижу физиолога, делающего опыты над живыми животными, умышленно заставляющего их тянуть жизнь среди самых ужасных страданий, я говорю себе: «Вот человек, занятый исследованиями, которые поведут к открытию способов облегчения жизни человечества». Если я вижу, что человек, не посвятивший себя науке, посещает игорные и публичные дома, не избегает всячески общества людей, известных своей безнравственностью, я скажу: «Вот погибающий человек. Не под счастливой звездой он родился. Привычки, которым он предается, унизят его в собственных глазах и сделают его достойным презрения». Но если человек этот склонен к теоретической философии, если целью его исследований является проведение пограничной линии, разделяющей действия людей на дурные и

хорошие, если он стремится найти средства для исцеления болезней человеческого разума, которые заставляют нас итти путями, отдаляющими нас от счастья, я скажу: «Человек этот идет по пути порока в том на* правлении, которое необходимо приведет его к высшей добродетели». Я напрягаю все усилия, чтобы узнать возможно более точно нравы и взгляды различных классов общества. Я разыскивал, я хватался за все возможности, чтобы связаться с людьми различных характеров, различной нравственности, и, хотя подобные изыскания сильно вредили моей репутации, я далек от того, чтобы сожалеть об этом. Уважение мое к самому себе всегда возрастало пропорционально тому вреду, который я причинял своей репутации. Наконец, я имею причины рукоплескать своему поведению, ибо вижу, что в состоянии открыть моим современникам и потомкам новые и полезные взгляды; они доставят моим потомкам вознаграждение, которое я лично нахожу в живом сознании того, что оно мной заслужено. Легко понять, что в продолжение жизни со мной произошло много необыкновенных вещей. Я мог бы порассказать в самом деле много пикантных анекдотов, но это будет отдыхом моих последних лет; в настоящий же момент меня занимает более важное дело: оно поглощает все мое время и все мои силы. Я живу еще будущим.



Личные инструменты