Цена 1 часа рабочей силы, как правило снижается.

Развитие В.И. Лениным эстетических взглядов Маркса и Энгельсa

Материал из m-17.info

Перейти к: навигация, поиск

Движение / Концепция жизнеустройства / Маркс, Энгельс, Ленин об искусстве /


К.Маркс и Ф.Энгельс - создатели подлинно научной эстетики
1. К.Маркс и Ф.Энгельс о месте искусства в жизни общества
2. К.Маркс и Ф.Энгельс об искустве как познании действительности
3. К.Маркс и Ф.Энгельс о классовом характере искусства
4. Историческое значение эстетической теории К.Маркса и Ф.Энгельса
Развитие В.И. Лениным эстетических взглядов Маркса и Энгельсa
1. Ленинская теория отражения и специфика искусства
2. В.И. Ленин о партийности литературы и искусства
3. В.И. Ленин о дейcтвительной и мнимой свободе творчества
4. В. И. Ленин о традициях и новаторстве в искусстве
5. Всемирно-историческое значение эстетического наследия В.И. Ленина
-------------

РАЗВИТИЕ В. И. ЛЕНИНЫМ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ МАРКСА И ЭНГЕЛЬСА

В. И. Ленин в новых исторических условиях конкретизировал, развил и обогатил марксистское учение по самым коренным вопросам, в частности по кардинальным вопросам эстетики. Главнейшие эстетические проблемы Лениным переосмыслены в свете решения практических задач пролетарской революции и строительства коммунистического общества. Поэтому наша эстетика в настоящее время развивается под знаменем ленинизма. В. И. Ленин, как и его учителя - Маркс и Энгельс, создал стройную эстетическую концепцию, составляющую одну из граней целостного марксистско-ленинского мировоззрения.

1. Ленинская теория отражения и специфика искусства

Решающую роль в развитии диалектико-материалистической эстетики сыграла разработанная Лениным марксистская теория познания. Ленин прекрасно видел глубокую связь между эстетической концепцией того или иного теоретика и его взглядами по вопросам гносеологии.

Исходным положением ленинской теории познания является положение о том, что мир, реальная действительность существуют вне и независимо от сознания людей, что наши ощущения, восприятия, представления являются образами внешнего мира, что эти образы дают нам верное воспроизведение реальной действительности. В применении к искусству это означает, что жизнь, действительность есть источник, откуда художник, писатель черпают темы и сюжеты своих произведений, свои представления, понятия, идеи, образы, впечатления.

Отсюда ясно, что чем глубже художник будет проникать в действительность, тем полнокровнее будут создаваемые им образы, богаче идеи. "...Для материалиста,- говорит Ленин,- мир богаче, живее, разнообразнее, чем он кажется, ибо каждый шаг развития науки открывает в нем новые стороны"( В. И. Ленин, Сочинения, изд. 4-е, т. 14, стр. 116). Таким образом, искусство Ленин включал в сферу познавательной деятельности человека. Сами художественные образы в понимании Ленина выступают как специфические формы познания многообразного мира.

В своих воспоминаниях Н. К. Крупская писала: "Ильич хорошо знал русскую литературу - она была для него орудием познания жизни. И чем полнее, всестороннее, глубже отражали художественные произведения жизнь, чем проще они были, тем больше ценил их Ильич"( В. И. Ленин о литературе и искусстве", М., Госполитиздат, 1957, стр. 560). Высоко ценил Ленин таких великих русских писателей, как Некрасов и Салтыков-Щедрин, за их мастерское художественное проникновение в сущность общественных процессов. "Еще Некрасов и Салтыков,- писал Ленин,- учили русское общество различать под приглаженной и напомаженной внешностью образованности крепостника-помещика его хищные интересы, учили ненавидеть лицемерие и бездушие подобных типов..."( В. И. Ленин, Сочинения, т. 13, стр. 40) . Г. Успенский Ленину был дорог главным образом тем, что писатель, обладая "громадным артистическим талантом", умел проникать "до самой сути явлений"( В. И. Ленин, Сочинения, т. 1, стр. 238).

Из приведенных выше высказываний В. И. Ленина явствует, что он рассматривал искусство прежде всего как орудие познания мира. С его точки зрения, раскрытие существенных сторон объективного мира средствами искусства столь же неограничено, сколь неограничено научное познание мира. Это положение становится совершенно ясным как при сопоставлении отдельных видов или жанров искусства с какой-либо отраслью человеческого знания, так и в особенности при сопоставлении всей художественной деятельности с деятельностью научной. Разумеется, при детальном исследовании вопроса о взаимоотношении художественного и научного познания жизни обнаружится, что объекты научного и художественного познания могут не совпадать. Далее выяснится, что указанные способы постижения мира взаимно переплетаются и проникают друг в друга.

Ленин показал, что познание жизни в искусстве отличается от научного. В письме к Инессе Арманд он отметил, что тему, касающуюся индивидуального случая, следует разработать в художественном произведении особо. Тут, говорил Ленин, "весь гвоздь в индивидуальной обстановке, в анализе характеров и психики данных типов..."( В. И. Ленин, Сочинения, т. 35, стр. 141). Искусство, согласно Ленину, общее, закономерное, существенное раскрывает через индивидуальное, через конкретные ситуации, посредством изображения определенных характеров, конфликтов между ними и психологии отдельных личностей. Вследствие этого образы искусства становятся доступными не только опосредствованному, но и непосредственному восприятию и поэтому приобретают способность прямого воздействия не только на ум, но и на чувства человека. В силу этого форма в искусстве начинает занимать исключительно важное место. В этой связи приобретает большое значение талант художника, знание техники данного вида искусства, определенных технических приемов. Но все это имеет смысл и значение только в том случае, если не упускается главное, а именно: познание того, что является важным для жизни, существенным, закономерным. Задача искусства вовсе не сводится к пусть даже виртуозному, с точки зрения техники, воспроизведению единичного, неповторимого факта, явления. Назначение искусства - давать правдивое художественное обобщение жизни. А это достигается путем типизации. Этому вопросу Ленин уделяет большое внимание. Прежде всего он подчеркивает, что общее, типичное существует объективно через отдельное, индивидуальное. Однако само индивидуальное интересует искусство главным образом лишь с той стороны, что в нем находит отражение общее. Рассматривая проблему типизации, Ленин выдвигает второе важное положение, которое направлено против абстрактного обобщения без учета реального многообразия явлений. Это положение Ленин развивает в полемике с народниками. Народники пытались доказать, что для капитализма в России нет внутреннего рынка. Ленин вскрыл антинаучность той аргументации, которой пользовались народники для доказательства своих фальшивых тезисов. Речь шла о "средних цифрах", которыми пользовались народники, соединяя в своих статистических подсчетах богачей, сдающих землю в аренду, и бедняков, арендующих ее. "Неудивительно,- писал Ленин,- что при сложении богачей и бедноты вместе и при делении на число слагаемых можно везде, где угодно, получить "равномерное распределение"!"( В. И. Ленин, Сочинения, т. 3, стр. 74). Разоблачая подтасовки народников, Ленин убедительно доказал, что действительно научное обобщение должно исходить из сравнения типичных представителей сельского пролетариата с типичными представителями сельской буржуазии.

Приведенные выше рассуждения Ленина имеют непосредственное отношение к социологии, но было бы совершенно неверным полагать, что они не касаются проблемы художественного обобщения, которое следует понимать как типизацию, а не как "среднестатистическое". С вопросом о художественном обобщении неразрывно связан вопрос о жизненной правдивости искусства. Этот вопрос В. И. Ленин ставит в широком философском плане. "С точки зрения современного материализма, т. е. марксизма,- писал он,-исторически условны пределы приближения наших знаний к объективной, абсолютной истине, но безусловно существование этой истины, безусловно то, что мы приближаемся к ней. Исторически условны контуры картины, но безусловно то, что эта картина изображает объективно существующую модель"( В. И. Ленин, Сочинения, т. 14, стр. 123). По Ленину, истина есть одновременно и процесс и достигнутый результат. Эти общефилософские положения имеют исключительно важное значение для искусства, ибо масштабом его величия и действенности является объективная правда. В художественном познании, как и в науке, отражение, подчеркивал Ленин, надо понимать не абстрактно, не без противоречий, а в вечном процессе движения, возникновения противоречий и разрешения их. Вопрос о художественной правде был поставлен уже русскими революционными демократами. Так, в статье "Темное царство" Добролюбов писал: "...Главное достоинство писателя-художника состоит в правде его изображений; иначе из них будут ложные выводы, составятся, по их милости, ложные понятия. Но как понимать правду художественных изображений? Собственно говоря, безусловной неправды писатели никогда не выдумывают: о самых нелепых романах и мелодрамах нельзя сказать, чтобы представляемые в них страсти и пошлости были безусловно ложны, т. е. невозможны даже как уродливая случайность. Но неправда подобных романов и мелодрам именно в том и состоит, что в них берутся случайные, ложные черты действительной жизни, не составляющие ее сущности, ее характерных особенностей" (Н. А. Добролюбов, Собрание сочинений в шести томах, М.-Л., ГИХЛ, 1935, т. II, стр. 48).

Вопрос о художественной правде получил у Ленина детальную систематическую разработку. Ленин подробно обосновал учение об истине как целом. В этой связи представляет большой интерес его краткий, но исключительно глубокий анализ романа В. Винниченко "Заветы отцов". В своем романе махровый реакционер Винниченко соединил вместе всякого рода "ужасы": "порок", романтическое злодейство с вымогательством денег за тайну и т. д. "Поодиночке,- говорит Ленин,- бывает, конечно, в жизни все то из "ужасов", что описывает Винниченко. Но соединить их все вместе и т а к и м образом - значит малевать ужасы, пужать и свое воображение и читателя, "забивать" себя и его" (В. И. Ленин, Сочинения, т. 35, стр. 107). Разумеется, нет ничего странного в том, что художник концентрирует те или другие жизненные явления, с тем, чтобы в лаконичной форме отобразить существенно важное из действительного мира. Однако Винниченко произвольно выхватывает отдельные факты действительности и самоуправно их соединяет. В результате целостная картина мира оказывается извращенной. Правильная картина мира, указывает Ленин, возникает лишь тогда, когда дается отражение "объективной связи и взаимозависимости исторических явлений в их целом" ( В. И. Ленин, Сочинения, т. 23, стр. 266-267). Следовательно, жизненную правдивость искусства Ленин понимает, прежде всего, как исторически-конкретное отражение действительности. А это, во-первых, предполагает такой показ человеческих характеров, когда раскрывается социальная обусловленность действий, поступков, мыслей людей, живущих и формирующихся при данных условиях. Во-вторых, что очень важно, предполагает раскрытие того, как человек изменяет обстоятельства, улучшает условия жизни и как сам духовно растет и формируется в борьбе за преобразование действительности.

Правда жизни, в толковании Ленина, предполагает далее рассмотрение действительности в революционном движении и развитии. При таком подходе действительность выступает не как простой источник чувств и впечатлений, а как непрерывный процесс борьбы нового со старым, где всегда что-то нарождается и что-то отмирает.

Ленинское понимание жизненной правдивости искусства ориентирует творческих работников на широкий охват событий, на большую емкость идейно-художественного познания мира в его существенных сторонах и моментах. Отражение жизни в ее полноте, видение революционных тенденций и смелая борьба за их утверждение, согласно Ленину,- одна из важнейших черт искусства жизненной правды. Вместе с тем Владимир Ильич был против тематической узости искусства. Он считал, что подлинный художник стремится к изображению всех сторон действительности, к показу красоты природы и богатства мыслей, чувств, волевых устремлений человека, преобразующего мир. Но о чем бы художник ни рассказывал в своих произведениях - все его помыслы и думы о жизни народа, о его революционной борьбе за преобразование мира на новых началах. Истинный художник, согласно Ленину, стремится отобразить не только события, конфликты, затрагивающие интересы его Родины, но и интересы всего прогрессивного человечества.

Ленинская трактовка проблемы правды в искусстве требует от художников тесной связи с жизнью народа, глубокого осознания политических, моральных и философско-эстетических проблем современности, обращения к тем вопросам, которые выдвигаются нашим временем и которые волнуют человечество в настоящий момент. Тема современности должна стать главной и основной темой нашего искусства - таков смысл ленинских высказываний о природе искусства, типизации, объективной правды.

Теория отражения, разработанная Лениным, является философской основой для решения всех коренных проблем эстетики.

2. В. И. Ленин о партийности литературы и искусства

Ленин великолепно понимал и неоднократно подчеркивал, что человек познает действительность не только как биологическое, но главным образом как общественное существо. Поскольку человек есть "совокупность всех общественных отношений", постольку он не может быть пассивным зеркалом, отражающим действительность. "...Ни один живой человек,- писал Владимир Ильич,- не может не становиться на сторону того или другого класса (раз он понял их взаимоотношения), не может не радоваться успеху данного класса, не может не огорчиться его неудачами, не может не негодовать на тех, кто враждебен этому классу, на тех, кто мешает его развитию распространением отсталых воззрений и т. д. и т. д."( В. И. Ленин, Сочинения, т. 2, стр. 498-499).Следовательно, любой человек, а тем более творческий работник, всегда стремится оказать воздействие на развитие общественных событий, хотя и не всегда открыто признает активность своего отношения к миру. Какое же искусство является наиболее действенным? Идеалисты часто похваляются тем, что будто бы именно они надлежащим образом подчеркнули действенность сознания. На самом же деле все обстоит совершен но иначе. Дело в том, что идеализм исключает из сознания объективное содержание. Сознание в идеалистической интерпретации по существу замкнуто внутри самого себя. Лишенное объективного значения, оно в силу этого сполна или по большей части лишено способности оказывать воздействие на действительность. Напротив, сознание, связанное с объективной действительностью, отображающее ее, приобретает подлинную действенность. Ведь только на основе глубокого знания объективных законов развития действительности можно изменять ее в нужном для человека направлении и приспосабливать к человеческим нуждам и потребностям. Поэтому и искусство будет тем более действенным, чем оно правдивее, чем глубже охватывает объективные тенденции развития жизни. Напротив, искусство, оторванное от жизни, искажающее истинную картину мира, духовно разоружает человека, обрекает его на пассивность. Если правдивое искусство способствует развитию инициативы народных масс, мобилизует их на революционное преобразование жизни, то разные формы декадентского формалистического искусства сковывают живой почин народа, парализуют его. Реакционные классы поэтому всегда культивируют упадочные формы искусства с целью упрочнения своего господства. Ленин учил видеть за борьбой в философии, эстетике, искусстве отражение борьбы различных классов и общественных групп. В этой связи он выдвинул один из важнейших принципов марксистской эстетики - принцип партийности искусства.

Принцип партийности В. И. Ленин рассматривает в широком философском плане. Прежде всего он указывает, что партийна всякая идеология. "Материализм,- говорит он,- включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо, и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы" (В. И. Ленин, Сочинения, т. 1, стр. 380-381). Во всякой попытке замаскировать партийность Ленин справедливо видел лицемерие, указывая, что беспартийность есть идея буржуазная, а партийность - идея социалистическая.

Ленин не ограничился общей формулировкой принципа партийности по отношению к идеологии в целом, а конкретизировал его применительно к различным формам общественного сознания. Детально рассмотрен этот принцип и в отношении искусства. В этом плане громадную ценность имеет статья "Партийная организация и партийная литература", написанная в период революционных событий 1905- 1907 годов.

"Литература должна стать партийной,- писал Ленин в этой статье.- В противовес буржуазным нравам, в противовес буржуазной предпринимательской, торгашеской печати, в противовес буржуазному литературному карьеризму и индивидуализму, "барскому анархизму" и погоне за наживой,- социалистический пролетариат должен выдвинуть принцип партийной литературы, развить этот принцип и провести его в жизнь в возможно более полной и цельной форме" ( В. И. Ленин, Сочинения, т. 10, стр. 27).

3. В. И. Ленин о действительной и мнимой свободе творчества

Нанося сокрушительные удары реакционным теориям "чистого", "автономного" искусства, Ленин ставит новые задачи перед искусством революционного пролетариата. Сторонники так называемой "свободной" литературы, указывает Ленин, фактически связаны с интересами эксплуататорских классов и служат им. Новая, действительно свободная литература будет служить интересам пролетариата и всех трудящихся. Это будет в подлинном смысле народная литература. Ленин, таким образом, считает, что партийность и народность искусства неразрывны. И отрицать это - значит извращать суть дела, ибо у коммунистической партии нет других интересов, кроме интересов народа. Ни один принцип эстетики социалистического реализма не подвергался таким нападкам со стороны буржуазных идеологов и ревизионистов, как принцип партийности искусства. Из многочисленных возражений против принципа партийности чаще всего выдвигается положение, согласно которому этот принцип будто бы исключает свободу художественного творчества и низводит на нет "автономию" искусства. Все современные буржуазные эстетики, как и эстетики-ревизионисты, тщатся доказать, что художественная деятельность есть деятельность абсолютно свободная. Но существует ли такая сво бода и возможна ли она вообще? На этот вопрос Ленин отвечает категорическим: "Нет!" "В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть "свободы" реальной и действительной" (В. И. Ленин, Сочинения, т. 10, стр. 30). Абсолютную свободу Ленин называет буржуазной, анархической фразой, сплошным лицемерием. Писатель зависит от буржуазного издателя, от буржуазной публики, от цензуры, от денежного мешка, от подкупа, от содержания. Ленин совершенно справедливо указывает, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Тот факт, что свобода творчества в условиях буржуазного общества приобретает все более фиктивный характер, вынуждены признать даже сторонники и адепты "прелестей" буржуазной демократии. Так, в своей книге "Кризис американского духа" Л. Гурко приводит громадное количество фактов, свидетельствующих о том, что кино, телевидение, радио, печать всецело подпали под власть монополий. Вот, например, что пишет Гурко о Голливуде: "Есть некоторые выражения, которые голливудские постановщики не могут равнодушно слышать: "серьезные картины", "пища для ума", "самобытность художника". В их представлении эти выражения являются синонимами финансовых потерь, заумного и непрактичного идеализма, пустого экспериментирования и банкротства. Как правило, постановщики - приверженцы философии быстрой наживы. Так как большинство кинокомпаний финансируются банками, то любые соображения, не связанные прямо и явно с прибылью, например вопросы искусства и развития вкусов зрителей, часто поспешно и с пренебрежением отбрасываются в сторону" (Л. Гурко, Кризис американского духа, М., Изд-во иностранной литературы. 1958, стр. 153).

В своей книге "Рассуждения о киноискусстве" знаменитый французский режиссер Рене Клер приводит аналогичные факты. Вот что он пишет: "Что такое "хороший фильм"? Директор одного кинозала заявил недавно: "Хороший фильм - это фильм, делающий деньги". В этом ответе содержится смертный приговор современному кино" (Рене Клер, Размышления о киноискусстве, М., "Искусство", 1958, стр. 147). "Вопрос, поставленный здесь,- продолжает Рене Клер,- касается не только кино. Радио, телевидение и все новые формы выражения, которые даст нам развивающаяся техника, окажутся перед лицом той же проблемы. Неужели всеми этими могучими силами может распоряжаться любой, у кого достаточно капиталов, чтобы ими завладеть? Свобода, предоставленная в отношении таких вещей частной инициативе, является карикатурой на свободу. В результате такой свободы устанавливается абсолютная диктатура нескольких промышленных и финансовых групп над областью, которая является не только материальной. Может быть, экономическая и политическая система, существующая ныне у нас, не допускает других способов решения этой проблемы? В таком случае сама эта система не соответствует больше нуждам нашей эпохи и должна быть изменена" (Рене Клер, Размышления о киноискусстве, стр. 149).

Высказывания, подобные тем, которые мы привели из книг Гурко и Рене Клера, можно услышать из уст многих современных представителей буржуазной культуры. Они лишний раз подтверждают, что свобода в условиях капиталистической действительности - это иллюзия, прикрывающая диктатуру финансовых и промышленных акул. Ленин указывал, что капитализм по своей природе враждебен свободному развитию личности, враждебен и творческому началу человека. Поэтому Ленин считал, что художников, писателей, актеров нужно освободить от крепостнической цензуры, от буржуазно-торгашеских отношений, от политического шантажа и давления. Но не только от этого. Необходимо еще освободить творческих работников от анархистско-индивидуалистических влияний, ибо анархизм - это вывернутая наизнанку буржуазность и несвобода. Путь к освобождению, согласно Ленину, это пролетарская революция, коренное преобразование общественных отношений, а не уход во внутреннюю жизнь, как полагают идеалисты. Истинная, а не мнимая свобода художественного творчества, по Ленину, возможна только в обществе, свободном от эксплуатации, социальной несправедливости, национального угнетения, от власти слепых экономических сил. Такую свободу как раз и предоставила творческим работникам Октябрьская революция. В беседе с К. Цеткин Ленин сказал, что до революции развитие искусства находилось в зависимости от моды и прихоти царского двора, равно как от вкусов и причуд аристократов и буржуазии. "Наша революция освободила художников от гнета этих весьма прозаических условий. Она превратила советское государство в их защитника и заказчика; Каждый художник, всякий, кто себя таковым считает, имеет право творить свободно, согласно своему идеалу, независимо ни от чего"( В. И. Ленин о литературе и искусстве", стр. 582).

Глубина постановки Лениным вопроса о свободе творчества заключается в том, что эту свободу он не противопоставляет общественному долгу художника. Свобода искусства, указывал В. И. Ленин, состоит в том, что оно служит не пресыщенной героине, не скучающим от ожирения "верхним десяти тысячам", а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность. Именно из глубокой связи с жизнью народа, из добровольного, охотного служения делу социализма и коммунизма, по мысли Ленина, возникает настоящая, действительная свобода художественного творчества. Имея в виду литературу социалистического общества. Ленин писал: "Это будет свободная литература, оплодотворяющая последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата, создающая постоянное взаимодействие между опытом прошлого (научный социализм, завершивший развитие социализма от его примитивных, утопических форм) и опытом настоящего (настоящая борьба товарищей рабочих") (В. И. Ленин, Сочинения, т. 10, стр. 31).

В. И. Ленин обосновал мысль о необходимости партийного руководства искусством. В то же время он указывал на опасность нивелирования в области художественного творчества. Тут, подчеркивает Ленин, необходимо обеспечение большого простора личной инициативе и индивидуальным склонностям. В свете этого высказывания становятся ясными фальшивость ревизионистских воплей по поводу того, будто бы принцип партийности - это как бы узда, сковывающая почин творческих работников. Богатство и многообразие искусства социалистического реализма служат блестящим опровержением клеветнических измышлений идеологов буржуазии.

Принцип партийности, согласно Ленину, выражает не только подлинную народность нового, социалистического искусства, но одновременно способствует достижению высшей художественной правды. Буржуазная же партийность препятствует раскрытию подлинной правды.

4. В. И. Ленин о традициях и новаторстве в искусстве

Ленин неоднократно указывал на необходимость глубокого освоения и критической переработки того, что было создано человечеством на протяжении тысячелетий. Коммунистическая партия под руководством Ленина в первые годы советской власти разгромила идеалистические установки Пролеткульта, отрицавшего значение классического наследия в деле строительства новой, социалистической культуры. Характерно, что философской основой Пролеткульта была идеалистическая, махистская гносеология Богданова. Разоблачая псевдореволюционную теорию пролеткультовцев о создании пролетарской культуры "лабораторным" путем, Ленин в своем выступлении на III съезде комсомола указывал, что пролетарская культура не является выдумкой "спецов" по строительству культуры. Это Ленин назвал "сплошным вздором". Согласно Ленину, пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, Ленин учил, что в культурном наследии мы должны брать лишь то, что находится в согласии с задачами строительства социалистической культуры, то, что способствует развитию советского искусства и литературы, то, что способно служить духовному обогащению трудящихся.

Проводя последовательную борьбу за освоение художественного наследия, партия под руководством Ленина одновременно выступила против сведения задач строительства новой художественной культуры к некритическому, эпигонскому подражанию классикам. Ленин учил, что наши писатели, художники, опираясь на классическое искусство, не должны отрываться от задач художественного воплощения идей современности. Ленин всегда подчеркивал, что верность лучшим традициям прошлого должна выражаться в творческом обогащении их новаторством, что сохранять традиции - значит развивать их в соответствии с требованиями современности. Он энергично протестовал против ложного новаторства, зачастую выступавшего в форме технического оригинальничаний. В этом плане характерно отрицательное отношение Ленина к трюкачеству футуристов. В беседе с К. Цеткин он подчеркнул, что красивое необходимо брать как образец, даже если оно "старое", а "новое", если оно не доставляет эстетической радости народу и разрушает природу искусства, бросить. Ленину претило ложное, формалистическое "новаторство", которое в некоторых художественных течениях первых лет советской власти считалось модным в искусстве.

Истинное новаторство Ленин видел прежде всего в правдивом отражении того нового, что складывалось в действительности после победы Октябрьской революции, в показе новых сторон жизни советского общества, раскрытии нового духовного облика советского человека, сбросившего ярмо капиталистического рабства и включившегося в строительство нового, социалистического общества.

5. Всемирно-историческое значение эстетического наследия В. И. Ленина

Краткое рассмотрение некоторых эстетических проблем, поставленных Лениным, говорит о том, что великий мыслитель и революционер обогатил, углубил и качественно развил диалектико-материали-стическую эстетику, дал философское обоснование политики партии в области культуры и искусства. Ленин показал образцы конкретно-исторического анализа многих художественных явлений из истории мировой и русской культуры, дал подлинно научную периодизацию освободительного движения в России и этим самым заложил осOQ-новы периодизации истории художественной культуры. Его статьи о Толстом и Герцене, высказывания о творчестве Чернышевского, Добролюбова, Щедрина, Тургенева поражают своей глубиной и силой обобщения.

Ленин стоял у истоков социалистической культуры. Несмотря на свою колоссальную занятость, он внимательно следил за ростками новой, социалистической культуры и искусства и заботливо оберегал их. Ленин всегда решительно выступал против реакционной идеи о мирном сосуществовании в области идеологии. Борясь за построение новой культуры, Ленин постоянно подвергал сокрушительной критике упадочную идеологию буржуазии, начиная с философского идеализма и кончая декадентским искусством. Ленинское наследие остается могучим и грозным оружием против антинародной, реакционной идеологии современного капитализма, против формализма, абстракционизма и прочих "измов".

Великая заслуга В. И. Ленина состоит в том, что он указал главное направление советской литературы и искусства - на тесную связь с жизнью народа, активное участие творческих работников в строительстве коммунизма, совершенствование художественного мастерства. Именно по этому пути вела и ведет советское искусство Коммунистическая партия Советского Союза. На протяжении всей своей деятельности партия уделяла большое внимание вопросам литературы и искусства. Еще задолго до Октябрьской революции она выработала четкую программу культурных преобразований, заложила прочные основы политики в области литературы и искусства. После Великой Октябрьской социалистической революции, открывшей новую эру в истории человечества, перед партией во всю ширь встала задача построения социалистической культуры.

Основная задача, вставшая перед партией в области развития художественной культуры, заключалась в том, чтобы направить искусство по пути служения трудящимся массам, народу. Эта генеральная линия партии нашла свое отражение уже в письме ЦК РКП (б) парторганизациям в 1920 году. Партия осудила вредные тенденции Пролеткульта, выразившиеся в попытках обособить свою деятельность от партийных организаций, от государственных органов, в попытках лабораторным путем создать "чистую" пролетарскую культуру.

На XI съезде партии ставится вопрос о создании таких художественных произведений, которые воспитывали бы у нашей молодежи высокие моральные качества: мужество, преданность делу строительства нового общества.

Мысль о необходимости создания новой художественной культуры, рассчитанной на широкие круги рабочих и крестьян, четко высказана в резолюции ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы" (1925). Это постановление партии послу жило мощным импульсом для сплочения писательских сил вокруг задач социалистического строительства и помогло многим деятелям искусства правильно определить дальнейшее направление своей творческой деятельности.

Огромное значение для развития советской литературы и советского искусства в целом имело постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года "О перестройке литературно-художественных организаций". С опубликования этого постановления начался новый этап в развитии советского искусства. Групповая замкнутость, групповая борьба в советской литературе создавали разного рода помехи для творческой работы. Постановление ЦК устранило эти помехи, подготовив условия для консолидации всех творческих сил и мобилизации их на решение высоких художественных задач, поставленных всем ходом социалистического строительства.

В последующие годы Центральный Комитет принял ряд постановлений по вопросам литературы и искусства. Эти постановления сыграли большую роль в развитии духовной культуры советского общества. Они идейно вооружили наши кадры, определили коренные задачи идеологической работы в новых исторических условиях, развили и конкретизировали принципы социалистического реализма.

Эти постановления были приняты в тот период, когда усилилось идеологическое наступление на нашу страну и страны народной демократии со стороны империалистических кругов. Партия выдвинула на первый план задачу повышения уровня всей идеологической работы, подчеркнула важнейшее значение советской литературы и искусства в деле коммунистического строительства и воспитания трудящихся в духе коммунизма. В постановлениях отмечалось, что , основная задача идеологической работы заключается в активной пропаганде политики Советского государства, которая является жизненной основой советского строя. Большое значение имела также борьба против влияний буржуазной идеологии и разного рода ошибок и извращений в литературе и искусстве, борьба с реакционной идеей мирного сосуществования в области идеологии.

Поворотным пунктом в развитии советского искусства и литературы явились решения XX и XXII съездов КПСС, решения пленумов ЦК КПСС.

Своими успехами искусство советского общества обязано повседневной заботе Коммунистической партии, последовательно и неуклонно направляющей нашу страну, ее экономику и культуру по пути к коммунизму. XXII съезд КПСС принял Программу строительства коммунистического общества в нашей стране. Перед художниками, писателями, актерами, перед всеми творческими работниками открылись новые перспективы и задачи.

Ни в одну эпоху мировой истории не стояли такие высокие задачи перед работниками искусства. Постоянная забота партии о нашей культуре, ее направляющая и руководящая деятельность являются верным залогом того, что наши творческие работники претворят в жизнь великие планы культурного строительства, намеченные новой Программой КПСС.


Овсянников Михаил Федотович "Маркс, Энгельс, Ленин об искусстве" Академия Художеств СССР, М., "Искусство", 1965 Редактор З.М. Абрамова. Технический редактор Т.Б. Любина. Корректор Г.Г.Харитонова.

Редакционная коллегия: член-корреспондент Академии художеств СССР Б.В.Веймарн, кандидат искусствоведения А.И.Зотов, член-корреспондент Академии художеств СССР Ю.Д.Колпинский, ответственный редактор О.И. Сопоцинский.

Личные инструменты