Цена 1 часа рабочей силы, как правило снижается.

Cовокупность правил поведения

Материал из m-17.info

Версия от 10:42, 3 июля 2020; Vladimir (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

ПРАВО /


ПРАВО - совокупность правил поведения (норм), выражающих волю господствующего класса, установленных или санкционарованных государственной властью, соблюдение и применение которых обеспечивается государственным принуждением в целях закрепления и развития общественных отношений, выгодных и угодных классу, осуществляющему государственное руководство обществом.

Отличие права от других систем общественных норм (морали, религии, эстетики, обычаев или правил общежития, не имеющих юридического характера) заключаются в первую очередь в том, что оно представляет собой совокупность норм, установленных либо санкционированных государственной властью. Как указывал Ленин, "право есть ничто без аппарата, способного п р и н у ж д а т ь к соблюдению норм права" (Соч., т.25, стр.442).

Марксистско-Ленинское учение вскрыло классовую сущность права, его надстроечный характер, закономерности, определившие его возникновение, развитие и смену одних типов, права другими. Возникнув в результате появления частной собственности, классов, классовой борьбы и государства, как аппарата классового господства, право представляет собой важную часть надстройки над базисом общества ( экономическим строем общества на данном этапе его развития). Выражаемая в праве воля господствующего класса обусловлена в конечном счете материальными условиями существования этого класса.

Разоблачая антинаучность буржуазных учений о праве, маскирующих классовую сущность права, и выводящих последнее из отвлеченных идей, Маркс и Энгельс в "Манифесте Коммунистической партии" писали в адрес буржуазии: "Все ваши идеи только выросли на условиях вашего буржуазного производства и буржуазной собственности, также как ваша юриспруденция есть только желания вашего класса, превращённые в законы для всех, желания, основная часть характера которых и направления определяются экономическими условиями существования вашего класса."

Право, совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. С помощью Право класс или классы, держащие в руках государственную власть, определённым образом регулируют поведение людей и их коллективов, закрепляют и развивают в качестве обязательных, охраняемых законом те общественные отношения, которые отвечают их интересам. Помимо того, что господствующие классы должны конституировать свою силу в виде государства, они придают своей воле всеобщее выражение, возводя её в закон, содержание которого всегда даётся отношениями этого класса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 322). Право, таким образом, является регулятором общественных отношений. В капиталистическом государстве сфера действия Право охватывает прежде всего область производства, распределения, обмена и потребления, т. е. процесса воспроизводства; оно закрепляет существующие отношения собственности и регулирует меру и формы распределения труда и его продуктов между членами общества; Право закрепляет также формы правления, государственного устройства, организацию и порядок деятельности государственного механизма, правовое положение граждан, меры наказания за посягательства на государственный капиталистический строй и существующие общественные отношения.

Право неразрывно связано с государством. В жизни общества оно выступает в виде правил поведения, которые либо непосредственно созданы и установлены государством, либо санкционированы им. В обоих случаях за этими правилами поведения стоит государственное принуждение. Право «... есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 33, с. 99). Право не может иметь иную классовую сущность, чем государство, существующее в данном обществе. Неразрывная связь с государством — один из специфических признаков, отличающих Право от правил поведения в бесклассовом обществе, а также от всех иных социальных норм (моральных и т.д.) классового общества. В свою очередь, государство немыслимо без Право Сама организация государственного механизма должна получить правовое оформление, без чего невозможны разделение и координация труда его органов и должностных лиц. Вне правовых форм невозможен процесс государственной управленческой деятельности. Наконец, отношения государства и гражданина также требуют регламентации прав и обязанностей обеих сторон.

Право — возведённая в закон государственная воля, но оно не волюнтаристское порождение государства. Как один из важнейших элементов надстройки над экономическим базисом классового общества (см. Базис и надстройка) Право обусловлено экономическим строем общества, характером существующих производственных и классовых отношений. На формирование и развитие Право существенное воздействие оказывают также политические факторы, господствующая идеология, религия (в некоторые эпохи), исторические особенности и национальные традиции данной страны. Кроме того, в развитом обществе государство вынуждено в определенной мере считаться с уже сложившейся системой Право Известна формула К. Маркса о том) что Право не может быть выше, чем культурное развитие общества. В силу всех этих факторов Право отражает экономические условия в сильно опосредствованном виде.

Будучи порождением социально-экономического строя, Право, в свою очередь, оказывает существенное воздействие на ход общественного развития, содействуя или препятствуя ему (например, феодальное Право по отношению к развивающимся капиталистическим отношениям). Исторически, однако, рамки действия Право, тормозящего социальное развитие или же, наоборот, стремящегося обойти необходимые этапы развития, оказываются довольно ограниченными, т.к. Право не может упразднить действие объективных закономерностей общественного развития.

Наличие в обществе Право означает, что значительный круг общественных отношений принимает характер правоотношений, т. е. отношений, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей. Совокупность этих правоотношений образует общественный правопорядок. Как система законодательных и иных нормативных актов Право находится в неразрывной связи с движением многообразных правоотношений, складывающихся в обществе.

Важным аспектом Право являются права, свободы и обязанности граждан (в этой связи говорят о субъективном Право в отличие от объективного Право — системы правовых норм). В конечном счёте наличие, характер и объём этих прав и свобод (например, право на труд, право на образование, свобода совести и т.д.) определяются социально-экономическим строем общества, положением человека в процессе общественного производства. Однако для реального осуществления они должны быть закреплены законом и обеспечены юридическими гарантиями.

В целом роль Право как нормативного регулятора общественной жизни весьма значительна: развитое общество не знает другой системы социальных норм, которая могла бы обеспечить столь активное и всестороннее регулирование экономических, политических, национальных и др. отношений. Такие свойства Право, как его общеобязательность, точность и формальная определённость, системность в процессе воздействия Право на общественные отношения придаёт последним упорядоченность, стабильность, сочетающуюся с динамизмом. Весьма значительна и идеологическая роль Право, его воздействие на сознание и психологию людей (см. Правосознание).

Марксизм подчёркивает классовый характер Право Это выражается прежде всего в том, что с помощью Право господствующий экономически и политически класс закрепляет в качестве общеобязательных нормативов свои требования и привилегии, вводит в действие запреты и предупредительные меры, направленные на защиту его интересов и подавление его противников. Классовый характер Право выражается также в том, что в нём находят отражение соотношение социальных сил, уровень и результаты классовой борьбы в обществе; чем выше уровень этой борьбы, тем больше законодательные уступки, на которые вынуждены идти господствующие классы.

В домарксистской социальной мысли господствовала идеалистическая трактовка Право, видевшая его первоисточник и основу либо в свойствах человеческого духа и мышления («идея права»), либо в «божественной воле». Для господствующих буржуазных школ Право 19—20 вв. Характерен откровенно идеалистический либо позитивный подход к пониманию сущности Право Даже в тех случаях, когда буржуазные авторы говорят о воздействии экономики (в числе др. факторов) на Право, это отнюдь не равнозначно признанию первичности социально-экономического строя по отношению к Право Буржуазная правовая мысль ушла и от взаимосвязи Право с классовой структурой общества, ибо подобный подход объективно вёл к признанию классового характера буржуазного Право, традиционно изображаемого как продукт «общей воли». С приходом буржуазии к власти утратили своё значение доктрина естественного права, а также историческая школа права. Ведущим направлением стал юридический позитивизм, объявивший буржуазное Право высшим началом, не нуждающимся в экономическом, политическом или ином обосновании и сводивший задачи науки о Право лишь к формально-логической обработке действующего Право (см. Догма права). Влиятельной разновидностью позитивизма в 20 в. стала чистая теория права — нормативизм (см. также Кельзен). Наряду с учениями, выводящими Право из идеального начала (например, неокантианство в Право, феноменологическая школа права и др.) или объявляющими его порождением человеческой психики (см. Психологическая школа права), широкое распространение в 20 в. получили различные течения т. н. социологической юриспруденции (см. Социологическая школа права), а также экзистенциализм в Право Все эти концепции основаны на гипертрофировании того или иного элемента правовой надстройки (норм Право, судебной деятельности, правовых чувств и т.д.), вырванного из реальной взаимосвязи явлений. Если юридическое мировоззрение восходящей буржуазии выступало как отрицание теологических мировоззрения, то в буржуазной правовой идеологии 20 в. весьма заметно влияние клерикализма и особенно неотомизма, с распространением которого связано в значительной мере и т. н. возрождение естественного Право В арсенале современной буржуазной юриспруденции видное место занимает идея «примата права», «господства права» или «правового государства» (см. Правового государства теория).

Длительный путь исторического развития Право подтверждает правильность его марксистской классово-материалистической трактовки. До разделения общества на классы существовали нормы общественного поведения, обычаи, однако, в отличие от Право, они выражали волю всех членов общества, основывались на общественной собственности, а не на различиях в обладании собственностью; отсутствовал специальный, стоящий над обществом аппарат, призванный силой принуждать к исполнению этих норм.

Необходимость в таком принуждении (а именно это отличает нормы Право от др. социальных норм) возникает лишь тогда, когда появляются нормы, отвечающие только интересам определённых классов и слоев, а не всего населения. Другая важная причина возникновения Право — разделение труда и усложнение процесса общественного производства и обмена. «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинялся общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом необходимо возникают и органы, которым поручается его соблюдение...» (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 272). Таким образом, первой формой Право явилось обычное Право, крое первоначально не фиксировалось в письменной форме. Но уже в глубокой древности появляется писаное Право (Судебник Ур-Намму в Двуречье, 21 в. до н. э., Хаммурапи законы в Вавилонии, 18 в. до н. э., Хеттские законы, 14 в. до н. э., Драконта законы в Афинах, 7 в. до н. э., Двенадцати таблиц законы в Древнем Риме, середина 5 в. до н. э., и др.). В древнейшем писаном Право наряду с обычным Право важное место занимали записи решений судов. В историческом генезисе Право большую роль играла религия, поэтому, как правило, древнейшее Право имело религиозную окраску. Право было одним из орудий нарождавшейся государственности в борьбе с родовым строем (например, реформы Солона в Афинах, Сервия Туллия в Риме). Право фиксировало появление института рабства, закрепляло возникавшее неравенство между свободными, наличие наряду с полноправными неполноправных свободных (мушкену в Вавилонии, периэки в Спарте, плебеи в Риме), ограничивало в правах пришлое население и иностранцев.

Рабовладельческое Право — первый исторический тип Право; его характерные черты — превращение рабов в собственность рабовладельца (раб — объект, а не субъект Право), охрана с помощью самых жестоких санкций частной собственности, политическое всевластие рабовладельцев в государстве, власть отца в семье. Наиболее развитой системой рабовладельческого Право было римское право, которое Ф. Энгельс называл «... классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность...» (там же, т. 21, с. 412; см. там же, т. 20, с. 105). Оно оказало огромное влияние на феодальное и особенно буржуазное Право

Процесс формирования феодального Право в различных странах шёл по-разному. В некоторых странах Право раннефеодального общества складывалось в ходе разложения первобытно общинного строя, не испытывая значительного влияния Право рабовладельческого общества (англо-саксонские правды, Русская правда и др.). В тех частях Римской империи, где феодализм складывался в результате синтеза разлагавшихся рабовладельческих и первобытно общинных отношений, существовал дуализм правовых систем. Так, для галло-римского населения действовало с определёнными модификациями римское Право, а для завоевателей — обычное Право, которое было зафиксировано в т. н. варварских правдах. В ряде случаев образование феодального Право происходило путём трансформации римского Право Это характерно, например, для Византии, где уже Корпус Юрис Цивилис (Свод Юстиниана) был попыткой приспособить рабовладельческого Право к новым общественным потребностям. В период феодальной раздробленности в Европе господствующей формой Право было обычное Право, отличавшееся крайним партикуляризмом. В феодальном Право открыто закреплялось юридическое неравенство, различие прав сословий, оно выступает как Право-привилегия. Важнейшее место в системе феодального Право занимали нормы, регулировавшие феодальную собственность на землю и закреплявшие зависимое положение крестьянства. Как неотъемлемый атрибут крупной феодальной земельной собственности и средство внеэкономического принуждения развиваются иммунитетные Право феодалов (см. Иммунитет). Оформляется система феодальной иерархии, тщательно регулируются отношения вассалитета. При этом на практике нередко господствовало право сильного, т. н. кулачное право. С развитием товарно-денежных отношений в Западной Европе возникло особое городское право, отражавшее специфическое положение города в средневековом обществе (широкое распространение получило, например, магдебургское право). Происходит рецепция римского Право с его детальной регламентацией отношений товарного производства. Параллельно с рецепцией римского Право складывается развитая система канонического права, регулировавшего внутрицерковные дела, брачно-семейные отношения, отдельные гражданские сделки.

С ликвидацией феодальной раздробленности и образованием сословных, а затем абсолютных монархий происходит усиление роли централизованной власти в формировании Право, постепенно ослабляется его партикуляризм. В процессе развития Право в каждом государстве складывалась собственная система Право, отразившая его исторические и национальные особенности и традиции. По типу правовые системы, сложившиеся в 17—19 вв. и сохранившиеся в целом в современных буржуазных государствах, делят на романскую (континентальную европейскую), основой для которой служило римское Право, и англо-саксонскую, т. н. систему прецедентного Право, характерную для Великобритании и частично воспринятую в США и ряде др. стран, прежде всего в бывших английских колониях (см. также Общее право, Право справедливости, Прецедент). Особую систему Право представляет мусульманское право, основой которого является ислам.

Последним эксплуататорским типом Право является буржуазное Право Буржуазия, идя к власти, противопоставила господствовавшему в средние века теологическому мировоззрению юридическое мировоззрение и в борьбе против феодализма широко использовала лозунги Право и законности. С победой буржуазного строя роль и значение Право существенно возрастают. Развитие товарных капиталистических отношений повлекло за собой быстрое развитие т. н. частного Право, т. е. отраслей Право (гражданское, торговое и др.), определяющих положение и отношения участников капиталистического оборота, а также процессуального Право, регулирующего порядок разрешения многочисленных конфликтов, возникающих в этой сфере. Возрастает роль Право в процессе политической власти и управления (государственное и административное Право). Складываются специализированные национальные системы права. По своей классовой сущности буржуазное Право выступало как средство закрепления экономических и политических условий системы господства буржуазии и эксплуатации рабочего класса. К. Маркс и Ф. Энгельс точно определили их как возведённую в закон волю буржуазии (см. Соч., 2 изд., т, 4, с. 443). Сравнительно невысокий уровень сознательности и организованности трудящихся масс в период промышленного капитализма позволил эксплуататорским классам в максимальной мере, без сколько-нибудь значительных уступок выразить в Право свои корыстные частнособственнические интересы, защищаемые с помощью жестоких репрессивных санкций. При этом буржуазное Право в идеализированном виде представляло действительные социально-экономические отношения (т. н. «правовой фетишизм»), скрывая за формальным равноправием экономическое неравенство, за свободой договора — внеэкономическое принуждение и т.д. В период империализма происходит дальнейшее развитие систем буржуазного Право, отражающее процесс его приспособления к условиям и потребностям монополистического, а затем и государственно-монополистического капитализма. Под давлением трудящихся масс и в связи с изменением обстановки в мире буржуазное государство вынуждено было пойти на ряд правовых уступок трудящимся, в том числе в сфере трудового права, избирательного права, социального законодательства и т.д. Однако эти уступки не означают коренной трансформации буржуазного Право, как это утверждают многие буржуазные и особенно реформистские идеологи. В качестве контрбаланса правовым завоеваниям трудящихся монополистическая буржуазия широко использует реакционное (в т. ч. антирабочее) законодательство, которое зачастую в силу его несоответствия конституционным принципам и достигнутому уровню демократии выступает как «правонарушающее законодательство». В условиях общего кризиса капитализма правящая буржуазия перестаёт видеть в Право основное и достаточное средство защиты своих социальных позиций и в случае угрозы этим позициям идёт либо на свёртывание правовых начал в жизни общества, либо даже на полный отказ от них (фашистский режим в Германии и Италии в межвоенный период; режим, установленный военной хунтой в Чили в 1973, и др.). Этот процесс в марксистской литературе называют кризисом буржуазной законности. Т. о., в современном капиталистическом обществе Право — один из основных объектов острой социально-экономической и политической борьбы между монополистическим капиталом и трудящимися, между силами демократии и реакции.

Вопрос о путях развития Право весьма существен для стран, освободившихся от колониальной зависимости. Неоколониализм заинтересован в сохранении в этих странах правовых систем, перенесённых из бывших метрополий, в то время как потребности экономического, политического и культурного развития этих стран требуют существенных модификаций в правовой надстройке. По пути создания новых правовых систем идут молодые государства социалистической ориентации.

Высший исторический тип Право — социалистическое Право Впервые социалистическое Право возникло в Советском государстве в результате Великой Октябрьской социалистической революции. Социалистическое Право первоначально выражает волю трудящегося большинства населения, а затем и всего народа. Его основные исходные положения: ликвидация частной собственности на средства производства, эксплуатации человека человеком и др. форм нетрудового обогащения; последовательная охрана общественной социалистической собственности как основы социалистической системы хозяйства; закрепление полновластия трудящихся и демократических принципов государственного управления; полное равноправие граждан вне зависимости от расы, национальности или пола; развитие социально-экономических, политических и иных прав и свобод граждан (права на труд, на отдых, на образование, на материальное обеспечение в старости и т.д.); обязательность принципа законности для деятельности всех государственных и общественных организаций, должностных лиц и граждан; решительная борьба со всеми посягательствами на социалистические строи; гуманность и справедливость. Поскольку по своему содержанию социалистическое Право отвечает воле и интересам всего народа, ему несвойствен «правовой фетишизм», оно адекватно отражает реальные отношения, открыто говорит о своём классовом характере.

В силу своего принципиально нового содержания и целей социалистического Право не может возникнуть как результат эволюции или даже трансформации старого буржуазного права. Отказ от старой правовой системы путём немедленного отказа (как это было в ходе социалистических революции в России) или постепенным путём (в некоторых др. социалистических странах) — это объективная закономерность возникновения нового социалистического типа Право во всех его формах. В течение многих лет идеологи антикоммунизма изображали отмену старого царского Право в ходе Октябрьской революции как якобы принципиальный отказ новой политической власти от всякого Право и переход к неправовым методам управления. В буржуазной литературе широко распространено утверждение, будто для марксизма характерно пренебрежительное отношение к Право как к буржуазному социальному институту. На этом основании делается вывод о якобы незначительной роли Право при социализме. В действительности необходимость существования Право при социализме вплоть до полной победы коммунизма К. Маркс и В. И. Ленин рассматривали как объективную закономерность развития социалистического общества. В работе «Государство и революция» В. И. Ленин, подчёркивая роль правовой формы общественного регулирования, писал: «... Не впадая в утопизм, нельзя думать, что, свергнув капитализм, люди сразу научатся работать на общество без всяких норм права, да и экономических предпосылок такой перемены отмена капитализма не дает сразу» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 33, с. 95). Экономические предпосылки необходимости Право при социализме — это прежде всего существующий уровень развития производительных сил, который требует государственного нормирования меры труда и вознаграждения, т. е. использования правового масштаба. Вне правовых форм невозможны товарно-денежные отношения — реализация принципа материальной заинтересованности. Хозяйственно-организаторская функция социалистического государства предполагает наличие народно-хозяйственного плана, утвержденного как обязательный закон, выполнение которого требует правовой регламентации деятельности социалистических предприятий и организаций. Т. о., в ходе социалистического строительства Право рассматривается не только как средство решения различного рода конфликтов; на него также возлагаются важные организационные и созидательные функции, в частности в сфере общественного производства. Впервые в истории в СССР были разработаны правовые формы государственного руководства экономикой и планового хозяйствования. Право при социализме необходимо также для борьбы с имеющимися пережитками капитализма, преступностью и др. формами правонарушений. Право выступает и как один из факторов формирования коммунистической сознательности, способствует укреплению и развитию социалистических отношений.

Основные принципы советского Право сохраняются на всех этапах развития Советского государства. Вместе с тем его социальное содержание менялось, отражая особенности того или иного исторического периода. Первоначально советское Право выступало как пролетарское Право — орудие диктатуры пролетариата. В этот период оно выражало государственную волю рабочего класса, выступавшего в союзе со всеми трудящимися, было направлено против свергнутого эксплуататорского меньшинства (например, ограничение или лишение избирательных прав представителей эксплуататорских классов). В этот период Право сыграло значительную роль в осуществлении социалистических преобразований в промышленности и сельском хозяйстве, т. е. в формировании социалистической системы хозяйства, оформлении и закреплении принципов социалистической демократии, структуры и форм деятельности государственных органов и т.д. Уже в этот период сложилась развитая система советского Право, основу которой составила первая советская кодификация, проведённая в начале 20-х гг. под непосредственным руководством В. И. Ленина.

В развитом социалистическом обществе Право выступает как общенародное Право Это означает, во-первых, что Право является государственным выражением интересов и воли всего советского народа; во-вторых, что развитие Право подчиняется задачам непосредственного формирования коммунистических общественных отношений и сознания; в-третьих, что все основные черты и принципы Право получают дальнейшее качественное развитие.

Превращение пролетарского Право в общенародное, т. е. в более высокую ступень социалистического типа Право, означает, что социальная база этого Право ещё более расширяется. Однако общенародное Право продолжает оставаться классовым социальным явлением. Оно направлено на достижение классовых целей рабочего класса, и его развитие происходит при руководящей роли этого класса. Общенародное Право сохраняет антиэксплуататорскую направленность, выступает как антипод эксплуататорских типов Право Огромна его классовая роль в условиях борьбы и мирного сосуществования различных общественно-политических систем.

Развитое социалистическое общество характеризуется последовательным дальнейшим развитием и совершенствованием Право, возрастанием его роли в жизни общества. В 1960—70-х гг. в СССР проведена новая развёрнутая кодификация Право Приняты Основы законодательства по всем основным отраслям Право, на базе основ в союзных республиках введены в действие соответствующие кодексы. Расширяется круг прав, закрепляемых законом за гражданами и их организациями. Ещё более демократическим становится правотворческий процесс. Возрастающая эффективность советского Право обусловливается всё большим соответствием Право объективным законам общественного и экономического развития; усилением направляющей роли КПСС в правовой деятельности Советского государства; постоянным укреплением социалистической законности, т. е. неуклонным и обязательным соблюдением законов всеми государственными и общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Некоторые современные идеологи ультралевых движений видят в последовательном развитии социалистического Право отказ от революционных традиций, свидетельство некоего «обуржуазивания» социалистического общества. Сходным образом представители буржуазной конвергенции теории утверждают, что развитие социалистического Право означает его приближение к буржуазной модели Право как наиболее совершенной.

В действительности высшим историческим типом Право является социалистическое Право, которое выступает в качестве одного из эффективных и необходимых средств построения коммунистического общества. КПСС в своей деятельности исходит из необходимости постоянного совершенствования советского законодательства, укрепления законности и правопорядка, последовательного повышения правовой культуры в стране. 24-м съездом КПСС поставлена задача добиться того, чтобы уважение к Право, к закону стало личным убеждением каждого человека, а тем более должностных лиц.

В исторической перспективе с победой коммунизма вместе с государством отомрёт и Право Коммунизм невозможен без обязательных для всех его членов правил коммунистического общежития. Однако в развитом коммунистическом обществе, где будет полностью преодолено противоречие между личными и общественными интересами, не будет надобности в политических средствах регулирования общественных отношений, в том числе и в юридических санкциях; соблюдение социальных норм станет естественной привычкой. Процесс отмирания Право представляет собой, с одной стороны, отпадение части его норм, становящихся ненужными по мере утверждения коммунистических отношений, а с другой — перерастание ряда норм в преобразованном виде в составную часть правил поведения в коммунистическом обществе.


Лит.:

  • Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4, с. 443;
  • Маркс К., Критика Готской программы, там же, т. 19, с. 18—20;
  • Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, гл. IV, там же; его же, Юридический социализм, там же, с. 495—516;
  • Энгельс Ф., К жилищному вопросу, там же, т. 18, с. 272—74; Ленин В. И., Государство и революция, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33;
  • Энгельс Ф., «О двойном» подчинении и законности, там же, т. 45;
  • Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1974;
  • Теория государства и права, М., 1962: Алексеев С. С., Проблемы теории права, т. 1—2, Свердловск, 1972—73; его же, Социальная ценность права в советском обществе, М., 1971;
  • Керимов Д. А., Философские проблемы права, М., 1972;
  • Общая теория государства и права, под ред. В. С. Петрова и Л. Ф. Явича, т. 2, Л., 1974;
  • Марксистско-ленинская общая теория государства и права, т. 1—4, М., 1970—73;
  • Недбайло П. Е., Введение в общую теорию государства и права, Киев, 1971;
  • Сабо И., Социалистическое право, пер. с венг., М., 1964;
  • Туманов В. А., Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве, М., 1971.;
  • История государства и права СССР, ч. 1—2, М., 1961—62; Черниловский З. М., Всеобщая история государства и права, М., 1973;
  • Шебанов А. Ф., Форма советского права, М., 1968.


Личные инструменты