Цена 1 часа рабочей силы, как правило снижается.

§ 6. Принципы права, равенство и справедливость в праве - 149

Материал из m-17.info

Перейти к: навигация, поиск

§ 6. Принципы права, равенство и справедливость в праве

Общая теория права призвана вскрывать исходные идеи, лежащие в основе правовой действительности каждой эпохи, любой общественной формации, различных регионов государств. Принципы права пронизывают всю юридическую форму общественных отношений, выражая в конечном счете основные устои существующего строя экономических отношений, базис данного общества. В условиях новой истории и активной законодательной деятельности государства принципы права находят свое выражение в юридических нормах законодательства, в объективном праве.

Правовые нормы по своей природе таковы, что способны отразить и закрепить общие идеи, важнейшие принципы, свойственные всей юридической форме данного исторического типа производственных отношений. Принципы права служат ориентиром правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов. Их соблюдение обеспечивает нормальное единообразное развитие и функционирование правовой системы. Напротив, пренебрежение принципами, их нарушение законодателем или судом подрывают стабильность системы объективного и субъективного права, правопорядка и правоотношений, отрицательно влияют на состояние правосознания, способны нарушить действенное правовое регулирование.

Только учитывая утвердившиеся принципы данной правовой системы, деятельность по поддержанию законности и обеспечению права достигает или может достигнуть тех социальных целей, идеалов, которые перед ней выдвигает общество, существующая эпоха.

Имея объективное основание, выражая потребности и интересы, мировоззрение и идеалы общества, господствующих в нем классов, принципы права находят и должны находить свое осуществление не только в самой юридической форме, но и в тех общественных отношениях, которые она опосредует. Только при реализации в действительных отношениях и реальных институтах принципы права – если речь идет о его социальных, а не специально-юридических отправных идеях – сбрасывают свою правовую оболочку и воплощаются в фактический порядок отношений[1].

Общая теория права. Явич Л. С. – Л., Изд-во ЛГУ, 1976. С. 149

Принципы права не всегда лежат на поверхности и четко формулированы в правовых нормах, но они свойственны любой правовой системе государств, вне зависимости от того, хороши они или плохи с точки зрения социального прогресса, тех или иных сообществ, классов и народов, с позиций отдельных людей и их идеалов. Принципы права могут быть по-разному объективированы и формулированы в законодательстве, их действительный смысл бывает завуалирован. В других случаях они ясно изложены, и это, конечно, предпочтительный вариант.

Идеологической основой принципов права являются идеи права, воплощающие понимание его сущности и социальной роли. Идеи права – область правосознания, в том числе и юридической науки. Идеи права могут предшествовать формированию данной правовой системы, могут в большей или меньшей степени найти свое выражение в нормах и принципах действующего права. Разумеется, в праве могут быть реализованы только такие идеи, которые не противоречат коренным интересам экономически и политически господствующих социальных сил.

В принципах права любого типа должны быть заложены и такие идеи, которые отражают несомненную специфику правового регулирования, то, что подчас именуют правовыми аксиомами (элементарными истинами, не требующими особых доказательств)[2]. Мы говорим «должны быть заложены» потому, что правовые аксиомы находят свое выражение в принципах права лишь в той мере и в такой трактовке, которые не противоречат интересу и воле тех, кто осуществляет государственную власть. Однако совершенно отбросить эти аксиомы ни один господствующий класс не может, если он стремится в полную меру использовать возможности правового обеспечения своего господства.

Классово направленные идеи права и правовые аксиомы служат идеологической предпосылкой принципов права, но самими принципами права они становятся лишь тогда, когда находят в нем свое закрепление.

В целом ряде случаев для воплощения в данной правовой системе определенной идеи права вовсе недостаточно, чтобы она была выдвинута идеологами господствующего класса. Так, главная (генеральная) идея права буржуазии всегда состояла в утверждении приоритета права над общественными отношениями, но в силу своей необоснованности эта идея так и не могла быть воплощена в правовых системах капиталистического общества я в наше время не поддерживается многими идеологами империализма. К тому же надо заметить, что идея права обычно складывается из целого ряда положений, одни из которых воплощаются в принципах действующего права, а другие еще не нашли

Общая теория права. Явич Л. С. – Л., Изд-во ЛГУ, 1976. С. 450

в нем своего закрепления или вообще не могут быть закреплены в силу своей несостоятельности или изменившихся условий. Наконец, надо учитывать и то, что есть идеи, которые могут признаваться различными классами как идеи права, но при этом в них вкладывается разное понимание. Ясно, что действительное значение таких идей, когда они оказываются выраженными в праве, глубоко различно, а подчас и противоположно. Это особенно относится к нравственным идеалам, скажем, к принципу справедливости в праве.

Принцип справедливости приобретает подчас даже характер правовых аксиом («никто не может быть осужден дважды за одно и то же преступление», «закон обратной силы не имеет, если предусматривает новое или более тяжелое наказание», «нет наказания без преступления», «презумпция невиновности» и т.п.), тем не менее сама по себе справедливость закона и суда может пониматься в разные эпохи и различными классами по-своему.

Принципы права – это ведущие начала его формирования, развития и функционирования. Принципы права имеют общеобязательный для всех характер и пронизывают не только всю правовую систему и систему прав субъектов общественных отношений, но и правовую реальность страны в целом. Принципы права призваны обеспечивать органичное взаимодействие объективного и субъективного права, норм права и правовых отношений, единство действующих в стране правовых норм, институтов и отраслей права. Они характеризуют содержание права в концентрированном виде и показывают, на каких началах в нем отражаются экономические, политические и нравственные отношения; характеризуют структуру права и соотношение между источниками права, законодательством и правосудием, законом и государственной властью, принуждением и убеждением в правовом регулировании. Не зная принципов данной правовой системы государства, по одному лишь набору отдельных ее норм и институтов трудно судить о ней и о том правопорядке, который она обеспечивает.

Принципы права – несущая конструкция, вокруг которой формируются его нормы, институты, отрасли и вся система; они – одухотворяющее начало права данного исторического типа, ибо в них отражается его конкретная классовая сущность[3]. По принципам права выверяют, насколько конкретный нормативный акт законен, действительно является формой выражения права. Чаще всего принципы права служат отправными идеями законодательной деятельности, принимая участие в регулирова-

Общая теория права. Явич Л. С. – Л., Изд-во ЛГУ, 1976. С. 151

нии поведения косвенно, воплощаясь в более конкретных юридических нормах, но в ряде случаев они способны непосредственно регулировать общественные отношения[4].

Исключительное значение принципов права объясняет, почему они всегда были и остаются в настоящее время предметом острой идеологической борьбы, оказываются в революционные эпохи знаменем политических движений, объектом классовых столкновений. Борьба за новые принципы права никогда не замыкается юриспруденцией и по своей сути является борьбой за новые устои общества против старых порядков.

Принципы права различают по типу, уровню и характеру.

Тип принципов права, как и самого права, определяется типом господствующих производственных отношений. Соответственно различают принципы рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического типов права. По своему характеру принципы права бывают социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные и, специально-юридические. За исключением специально-юридических принципов, все перечисленные принципы отражают предмет правового воздействия и содержание воли господствующих классов в праве. Поэтому смена типа права всегда приводит к коренному изменению его социально-экономических и политических, а также идеологических принципов, к существенному изменению этических и религиозных (если они еще остаются) принципов права. Так, если ведущим социально-экономическим началом буржуазного типа права является капиталистическая собственность и эксплуатация наемного труда, то ведущим началом социалистического типа права является социалистическая собственность, антиэксплуататорская направленность производственных отношений и распределение по труду. Если ведущим политическим началом буржуазного права является полновластие класса капиталистов, монополистического капитала, то ведущим началом социалистического права является полновластие рабочего класса и всех трудящихся. Идеологическим началом буржуазного права всегда является буржуазное идеалистическое мировоззрение, а социалистического права – научная идеология марксизма-ленинизма. Этическим началом права капиталистического общества является буржуазная нравственность, в то время как ведущим этическим началом социалистического права выступают социалистическая нравственность и подлинный гуманизм. Буржуазное право не отвергло полностью религиозных догматов и предрассудков, социалистическое право им в принципе глубоко чуждо.

Буржуазное право освящает принцип незыблемости частной собственности, социального и национального неравенства людей,

Общая теория права. Явич Л. С. – Л., Изд-во ЛГУ, 1976. С. 152

предполагает лишь формальное равенство людей перед законом в лучшем случае закрепляет буржуазно-демократические права и свободы, не исключающие фактического господства меньшинства над большинством, над трудящимися. Социалистическое право провозглашает принцип незыблемости общественной собственности, равного освобождения людей от частной собственности и эксплуатации, равенство всех граждан государства независимо от их пола, национальности и расы, социального происхождения и социального положения, исходит из принципа пролетарского интернационализма и подлинного равноправия народов, закрепляет принципы социалистической демократии, призванной обеспечить реальное политическое полновластие трудового народа.

При смене исторических типов правовых систем изменяются и специально-юридические принципы права.

Специально-юридические принципы отвечают на вопросы: как отражается в праве его фактически социальная основа, каким образом воля господствующих классов возводится в закон и становится общеобязательной, какова структура права и каков характер правового регулирования общественных отношений? В этих принципах отражаются особенности права как такового, и на их основе строится вся структура правовой реальности данной общественно-экономической формации[5].

Коль скоро форма в конечном счете зависит от своего содержания, то при смене исторических типов права меняются и его специально-юридические принципы. Однако эти изменения связаны главным образом с коренным изменением их служебной роли, социальной значимости. Иначе говоря, специально-юридические принципы изменяются не столько по своей собственной формуле, сколько по тому социальному (экономическому, политическому, этическому) содержанию, которое в эту формулу вливается. Строго говоря, специально-юридические принципы права – это те же его социальные принципы, но переведенные на язык права, юридических конструкций, правовых средств и способов их обеспечения.

К числу специально-юридических принципов права можно отнести:

принцип общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритета этих норм перед всеми иными социальными нормами в случаях коллизии;

принцип непротиворечивости норм, составляющих действующую правовую систему государства, и приоритет закона перед иными нормативно-правовыми актами;

принцип подразделения правовой системы государства на

Общая теория права. Явич Л. С. – Л., Изд-во ЛГУ, 1976. С. 153

публичное и частное право, на относительно самостоятельные

отрасли и институты права;

принцип соответствия между объективным и субъективным правом, между нормами права и правовыми отношениями, между правом и его осуществлением;

принцип социальной свободы, выраженный в системе субъективных прав участников общественных отношений, равенства перед законом и судом, равноправия;

принцип законности и юридической гарантированности прав

и свобод личности, зафиксированных в законе, связанность нормами законодательства деятельности всех должностных лиц и государственных органов;

принцип справедливости, выраженный в равном юридическом

масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению;

принцип юридической ответственности только за виновное противоправное поведение и признания каждого невиновным до тех пор, пока вина не будет установлена юрисдикционным органом (судом), так называемая презумпция невиновности;

принцип недопустимости обратной силы законов, устанавливающих новую или более тяжелую юридическую ответственность, и гуманности наказания, способствующего исправлению осужденного.

Нетрудно убедиться в том, что не все из перечисленных специально-юридических принципов права даже формально находят свое нормативное закрепление (выражение) в любых исторических типах правовых систем. Ясно и то, что само содержание таких понятий, как свобода, равенство, справедливость, гуманность, исторически меняется и зависит от того, какому классу

служат эти лозунги и социальные ценности. Наконец, особое значение имеет соответствие специально-юридических принципов

объективным закономерностям развития определенной общественно-экономической формации и фактически действующей политической организации общества.

Так, например, принцип подразделения правовой системы на

публичное и частное право действует только при определенных

социально-экономических условиях. Законность как один из важнейших (если не самый важный) принципов права приобретает действительное значение ведущего начала только тогда, когда является элементом политического демократического режима.

Вообще, специально-юридические принципы права сами по

себе не дают полной и реальной картины действующего права. Лишь в сочетании с социально-экономическими, политическими, идеологическими и этическими принципами они раскрывают качественные особенности, коренные черты и историческое значение

определенного типа права, правовых систем государств соответствующего типа.

Общая теория права. Явич Л. С. – Л., Изд-во ЛГУ, 1976. С. 154

Принципы права надо непременно брать в их системе. Не следует полагать, что такое требование системности связано лишь с недостаточностью специально-юридических принципов. О характере правовой системы государства нельзя судить и только по ее социально-экономическим или политическим принципам. Они не раскроют нам особенностей отраслей и институтов права, системы источников права, правового статуса граждан, состояния законности и правопорядка, характера правового регулирования общественных отношений, степени его эффективности и т.п. Но это познавательная сторона вопроса, а есть и более важная – практическая.

Излишний акцент на социально-экономических и политических принципах права принижает внимание к юридическим средствам их обеспечения и последовательного осуществления. Между тем нигилизм к юридической регламентации приводит на практике к недостаточной защите экономических и политических принципов, провозглашенных в законодательстве, к ослаблению в стране законности и правопорядка, открывает возможность безнаказанного нарушения самих экономических и политических принципов. Провозглашенные в стране права и свободы должны быть гарантированы экономически, политически и идеологически, но они непременно должны быть гарантированы и юридически, обеспечены авторитетом закона и прочной государственной охраной правопорядка.

Из этого следует важный вывод и для органов, осуществляющих юрисдикцию, в первую очередь для правосудия. Применяя законодательство, необходимо иметь в виду претворение в жизнь социально-экономических, политических, идеологических принципов права, но столь же существенно соблюдение его специально-юридических принципов, в особенности принципа законности. Иначе говоря, суд должен руководствоваться всей системой принципов права и на этой основе точно и неуклонно применять юридические нормы или при пробеле в законодательстве решать дела, непосредственно исходя из правовых принципов.

Принципы права можно классифицировать таким образом.

А) Общие принципы – общие для международной правовой системы (они в ряде случаев имеют значение и для национальных правовых систем – когда государство принимает участие в их выработке и принятии); общие для всех правовых систем государств одного и того же типа; для правовых систем одного вида (семейства); для всех отраслей данной правовой системы государства (например, принципы советской правовой системы).

Б) Межотраслевые принципы – принципы отраслей, составляющих публичное (международное и внутригосударственное) и частное (международное и внутригосударственное) право принципы отраслей материального права и отраслей процессуального права; иные возможные межотраслевые принципы права.

Общая теория права. Явич Л. С. – Л., Изд-во ЛГУ, 1976. С. 155

В) Отраслевые принципы права (например, гражданского, административного, уголовного и т.п.) и принципы институтов права (например, обязательств); принципы комплексных отраслей законодательства (морского, воздушного и т.д.) и принципы комплексных институтов законодательства (право железнодорожных перевозок и т.п.).

Принципы правовой системы данного государства включают принципы типа и семейства права в качестве отправных для особых принципов права определенной страны. Принципы отрасли права отправляются от принципов правовой системы. Что касается отраслей и институтов законодательства, то им свойственны комплексы принципов, выработанных в соответствующих отраслях и институтах права, нормами которых образованы соответствующие законодательные массивы.

Общее понимание смысла и роли принципов действующего права определенной страны, .а тем более исторического типа права имеет существенное значение. Господствующие идеи права и принципы позитивного права, отражающие эти идеи, играют огромную роль в законодательной и правоприменительной деятельности, в укреплении законности и правопорядка, в правовой культуре населения. Принципы права занимают или, во всяком случае, должны занимать центральное место в системе права государств и в системе международного права, вне зависимости от того, можно ли их вывести из целой группы норм или они оказываются особо сформулированными в нормах-принципах и нормах-задачах.

В принципах права отчетливо проявляются особенности каждого исторического типа права и коренное отличие социалистического права от всех предшествующих ему типов права. Марксистско-ленинские идеи права и закрепленные в праве социалистического общества принципы[6] должны находить свое воплощение во всей законодательной, исполнительной, судебной деятельности органов социалистического государства, в правовом регулировании общественных отношений, в социалистическом правопорядке, ибо они, эти принципы, отражают природу социалистического строя и прогрессивные тенденции его развития.

Никакой из принципов права не подвергался столь частому толкованию, обсуждению, разъяснению и вместе с тем искажению, как принцип справедливости. Связано это с тем, что он важен не только сам по себе, но непременно выражается в сфере права в равноправии и законности, т.е. переплетается с другими принципами права. Уже упоминалось, что всякое право есть применение равного мерила к субъектам общественных отношений. И если равенство всех граждан перед законом, устанавливаемое

Общая теория права. Явич Л. С. – Л., Изд-во ЛГУ, 1976. С. 156

лишь после ликвидации рабовладельческих и феодальных отношений, оказывается формальным, то все же признание за каждым человеком равных возможностей со всеми другими людьми явилось огромным достижением человечества. В юридическом аспекте оно означало превращение законности во всеобщий принцип политических систем, о чем еще будет идти речь в главе 5 этой книги. Справедливость в праве имеет и самостоятельную социальную ценность. В справедливости ищут оправдание права и наказания за его нарушение. Даже когда содержание закона соответствует высоким идеалам, нужно быть уверенными в том, что в данном случае средство, избранное законодателем для достижения цели, допустимо. Несоответствие между целями и средствами их достижения также является несправедливостью. Принцип справедливости имеет исключительное значение для престижа закона и суда, для добровольного исполнения юридических установлений населением, убежденного служения праву и законности.

Но есть ли основание искать в праве справедливость? Может быть, право по природе своей не справедливо, как полагал Лев Толстой? Не следует ли, бросив напрасные надежды, согласиться с тем, что само по себе право не содержит элементов справедливости и может оцениваться только с точки зрения того, насколько справедлив строй, который охраняется законодательством и правосудием данной страны?

С другой стороны, можно ли считать правильным утверждение, что справедливость является наиболее абстрактным и неизменным выражением органических свойств самого права, что настоящее право всегда справедливо? Является ли справедливость непременным объективным качеством юридической формы общественных отношений, вне которого право превращается в неправо, в произвол?

Чтобы ответить на эти вопросы, оказывается недостаточным понимание материальной обусловленности и классово-исторической направленности такой нравственной категории, как справедливость. Известное положение Ф. Энгельса о том, что «справедливость всегда представляет собой лишь идеологизированное, вознесенное на небеса выражение существующих экономических отношений либо с их консервативной, либо с их революционной стороны»[7], как и принципиальное высказывание В.И. Ленина, что для большевиков справедливость «подчинена интересам свержения капитала»[8], служат методологически отправным пунктом для любых исследований этического плана, но еще не дают ответа на специальный вопрос о содержании категории справедливости и степени ее сопряженности с сущностью права.

Проблема права и справедливости должна, видимо, решаться

Общая теория права. Явич Л. С. – Л., Изд-во ЛГУ, 1976. С. 157

в двух аспектах. Прежде всего речь идет об оценке права с точки зрения защищаемых им экономических, политических и других фактических отношений. И тут важно не только, что оценивается, но и кем, с чьих позиций осуществляется эта оценка. Свободное население Рима считало право, закреплявшее рабовладельческий: строй, справедливым. Буржуа опровергали справедливость феодализма и считали право феодалов произволом, несправедливостью. Пролетариат, его идеологи доказали несправедливость капитализма и права, которое освящает частную собственность и эксплуатацию трудящихся.

Социализм обеспечивает высшую степень справедливости, возможную в классовом обществе, таково и его право. Но право никогда не может быть выше экономического и культурного уровня развития общества, и потому социалистическая правовая система не может еще обеспечить ту самую высокую степень социальной справедливости, которая достигается лишь на высшей фазе коммунизма и предполагает фактическое (материальное) равенство между людьми, исчезновение существенных различий между умственным и физическим трудом, городом и деревней, полное стирание классовых граней, отмирание государства и замену его общественным самоуправлением.

Все вышесказанное не относится к специфическим принципам юридической формы и непосредственно определяется характером опосредуемых ею отношений.

Во втором аспекте проблема права и справедливости носит, более специфический характер, предполагает трактовку справедливости не как внешнего по отношению к правовой действительности фактора, а как специально-юридический принцип права, выражающий некоторые свойства, стороны самой юридической формы. Оставаясь категорией нравственности, справедливость в данном случае оказывается этико-юридическим феноменом, констатация которого особо важна для понимания социальной ценности права. Можно полагать, что справедливость и в этом случае не превращается в свойство права, а тем более не должна трактоваться в качестве его сущности. Она есть именно принцип правовой системы, без наличия которого право не только теряет свое нравственное основание, но и оказывается дисгармоничным, несбалансированным, не может быть действенным распределителем жизненных благ – соответственно объективным потребностям данной общественно-экономической формации – и выражать интересы индивидов, социальных групп, классов, господствующих при данных отношениях. При этом речь идет, конечно, не о мифической вечной справедливости, а о той социальной справедливости, которая по своим конкретным требованиям исторически обусловлена так же, как и юридическая форма.

Справедливость – не выдумка досужего разума моралистов. Это жизненно важный для сохранения и развития общества ценностно-нравственный ориентир, соизмеряющий то, что К. Маркс

Общая теория права. Явич Л. С. – Л., Изд-во ЛГУ, 1976. С. 158

иазвал материальным и духовным обменом веществ[9], вне которого нет никакой социальности. Справедливость – идеологический масштаб соответствия, соразмерности, сбалансирования и определенной гармоничности между осуществленными тратами, усилиями, свершениями людей и ответной реакцией на это общества, его организаций и индивидов, выраженной в виде вознаграждения, поощрения или осуждения. «Как справедливое или несправедливое воспринимается все, от кого и от чего исходит та или иная реакция на поведение людей»[10].

Вот почему справедливость предполагает беспристрастность, истинность, правильность, обоснованность правового реагирования на ту или иную деятельность, решения споров о праве и возникающих при этом конфликтов, предполагает равенство перед законом и судом, равноправие, соразмерность преступления и наказания, соответствие между целями законодателя и избранными им средствами ее достижения. Тут речь идет о сфере правовой действительности как таковой. Наконец, с точки зрения справедливости или несправедливости может оцениваться соответствие между объективным правом и приобретаемыми на этой основе правами, между тем, что провозглашено в качестве права, и тем, что оказывается на деле неким результатом его действия, соприкосновения с реальной жизнью.

Не надо думать, что подобные оценки внеисторичны, но они могут даваться и с точки зрения обыденных представлений о справедливости, часто вполне достаточных и общепринятых среди населения страны, когда речь идет о сравнительно простых отношениях и конфликтах, прямо не затрагивающих классовые интересы. Грубое нарушение и полное игнорирование беспристрастности не только всегда будет воспринято как несправедливость, но и существенно нарушает нормальное функционирование юридической формы, противоречит ее свойствам.

Г.В. Мальцев прав, когда пишет, что «связь права и справедливости основана на том обстоятельстве, что правовое отношение может быть всегда интерпретировано как особый тип отношения распределительного. Объектом распределения здесь выступают права и обязанности участников взаимного социального общения»[11]. И это распределение, в свою очередь, оказывается особым способом закрепления господствующего в данном обществе распределения между людьми жизненных благ соответственно занимаемому ими месту в общественно-классовых отношениях и характеру осуществляемой деятельности. Таким образом, справедливость оказывается специфичным для права принципом, связанным с его качественными особенностями и выполняемой социальной функцией регулирования общественных отношений.

Лит.

[1] Несколько по-другому ставит вопрос о реализации принципов А. М. Васильев, к тому же неясно, отличает ли он идеи-принципы от принципов права (см.: Васильев А.М. О правовых идеях-принципах.— «Советское государство и право», 1975, № 3).

[2] Кудрявцев В.Н. О программировании процесса применения права.— В кн.: Вопросы кибернетики и права. М., 1967, с. 94; Алексеев С.С. Проблемы теории права, т. 1, с. 111—112.

[3] Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое право, с. 45; Алексеев С.С. Проблемы теории права, т. 1, с. 108. О конкретной классовой сущности права см.: Королев А. И. О понятии сущности, содержания и формы государства и права.— «Правоведение»,. 1973, № 4.

[4] Иоффе О. С. Структурные подразделения системы права.— Учен. зап. ВНИИСЗ, 11968, вып. 14.

[5] Сабо И. Социалистическое право. М., 1964; Лукашева Е.А. Принципы социалистического права.— «Советское государство и право», 1970, № 6; Алексеев С.С. Проблемы теории права, т, 1, с. 107—108.

[6] Подробнее о принципах социалистического права см.: Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое право, с 43—61.

[7] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 18, с. 273

[8] Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 38, с 364— 365.

[9] См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с. 105.

[10] Мораль и этическая наука, с. 222.

[11] Мальцев Г.В. Социальная справедливость и права человека в социалистическом обществе – «Советское государство и право», № 11, с 14 и др.

Личные инструменты