Цена 1 часа рабочей силы, как правило снижается.

Диалектическая логика

Материал из m-17.info

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(8 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
 +
----
<small>[[Движение]] / [[Концепция жизнеустройства]] /</small>
<small>[[Движение]] / [[Концепция жизнеустройства]] /</small>
[[Image:Imgbook 1.jpg|right]]
[[Image:Imgbook 1.jpg|right]]
-
----------
+
----
-
То, что отрицается практически, не находит и в человеке прочного основания и является лишь призраком представления. Поэтому его скрывают, изымают из сферы рассудка, привидения не выносят дневного света. Если вы не находите странным самый принцип христианства — благое и чудесное рождение спасителя, — о, тогда вам нечего находить странными наивные, простодушные, задушевные рассуждения католицизма!
+
'''«… Вопрос не о том, есть ли дви­жение, а о том, как его выразить в логике понятий...» В. И. Ленин'''
-
Тоска есть потребность души, и душа томится по личному богу. Но это томление по личности бога только тогда подлинно, серьезно, глубоко, когда душа томится по одной личности и довольствуется ею одной. Множество лиц уничтожает истинность потребности и делает личность предметом роскоши для фантазии. Но сила необходимости действует на человека как сила действительности. Существо, необходимое для души непосредственно, кажется ей действительным существом. Тоска говорит: должен быть личный бог, то есть он не может не быть; а удовлетворенное чувство утверждает: он есть.
+
<center>ПРЕДИСЛОВИЕ</center>
 +
 
 +
В настоящее время вопросы логики выдвинулись на одно из первых мест среди прочих актуальных проблем философской науки. Это объясняется по крайней мере двумя обстоятельствами. Во-первых, потребности раз­вития науки и общественной практики делают все на­стоятельнее необходимость дальнейшей разработки как общих, так и специальных вопросов познания. Не случайно в последнее время приобрела большое теоретиче­ское и практическое значение одна из ветвей логики — математическая логика. Ее связь с запросами бурно прогрессирующей науки, а также с развитием техники совершенно очевидна.                                                                                                                                                       
 +
 
 +
Не менее актуальный интерес приобрели и более широкие, общие проблемы логики, которые должны объяснить закономерности познания, подвести, прочный логический фундамент под быстро развивающуюся, но идущую чрезвычайно сложными и противоречивыми пу­тями, науку. Важное значение гносеологических и логи­ческих проблем для современной науки марксисты осо­знали уже полстолетия назад, когда только грянул пер­вый гром новой революции в физике. Наиболее ярким свидетельством этого явился «Материализм и эмпирио­критицизм» В. И. Ленина. В ленинском произведении с глубочайшим прозрением в сущность современного этапа развития человеческих знаний было показано, что все те ошибочные философские выводы, которые дела­лись из новых достижений науки, вызваны непониманием действительной природы познания и объективно необходимой логики его движения. В нем, однако, были не только показаны источники ошибок, причины кризиса в физике, но и раскрыты наиболее важные законо­мерности развития человеческого познания. Невозможно с правильных философских — теоретико-познавательных и логических—позиций осмыслить путь развития со­временной науки, если не принять во внимание эти за­кономерности.
 +
 
 +
Начавшаяся более полвека назад революция в фи­зике продолжается и в настоящее время. Величайшим результатом этого революционного развития науки было открытие атомной энергии. Достижения физики опло­дотворили ряд других областей человеческих знаний — химию, космогонию, биологию и др. Началась эра за­воевания космоса. Как и раньше, быстрое развитие науки, ломка устаревших взглядов и возникновение но­вых, беспрерывно расширяющиеся возможности науч­ного познания — все это, как и полвека назад, требует усиленного внимания к вопросам теории познания и логики. Ибо если справедливо, что философские тео­рии не могут развиваться, не усваивая и не обобщая новейших результатов конкретных наук, то не менее верно и то, что и сами конкретные науки нуждаются в правильных философских обобщениях и, в частности, в осознании логических законов процесса познания. По­этому нельзя не присоединиться к словам А. Эйнштей­на — крупнейшего естествоиспытателя, в научном опыте которого никто не может усомниться: «Достойно вни­мания, — писал он, — взаимоотношение теории познания и науки. Они зависят друг от друга. Теория познания без контакта с наукой становится пустой схемой. Наука без теории познания, поскольку она вообще возможна без нее — примитивна и беспорядочна»(1).
 +
 
 +
Значение этих слов великого ученого станет еще более очевидным, если учесть, что потребности разви­вающегося естествознания в научной теории познания и логике широко эксплуатируются идеалистической философией с целью укрепления ее сильно пошатнув­шихся позиций, вследствие чего проблема взаимоотно­шения науки с теорией познания, с логикой становится еще более острой. И здесь мы сталкиваемся со вторым обстоятельством, объясняющим актуальность разра­ботки теории познания и логики в современных усло­виях.
 +
 
 +
Еще В. И. Ленин отмечал, что современный идеа­лизм в лице махизма "специализируется на гносеоло­гии». Нечто подобное происходит и сейчас, при этом к спекуляциям идеалистов на гносеологии добавляется спекуляции на логике. Но главным здесь остается тот факт, на который обратил внимание Ленин, что острей­шая необходимость естествознания в научном учении о познании используется для идеалистической обра­ботки новейших данных науки. В самой специализации на логике нет ничего плохого. Напротив, усиленное внимание к этой области философии вызвано разви­тием самой науки. Критикуя то философское направление, в котором ведет свои логические исследования подавляющее большинство современных логиков из идеалистического лагеря, нельзя игнорировать некото­рые положительные результаты их работы в специаль­ных разделах логики.
 +
 
 +
Идеалистическое извращение логики и стремление с помощью такой логики оказывать воздействие на естествознание требуют резкого отпора со стороны мар­ксистов и всех тех, кому дороги интересы объективной истины. И дело не только во вредном воздействии та­кой логики на науку, а и в опасном влиянии ее идей на сознание людей. Ибо логика — не область туманных и далёких от жизни, от социальных интересов и обще­ственной борьбы вопросов, занимающих только узкий круг специалистов. Не в каком-либо боевом памфлете, а в специальном логическом трактате мы читаем подоб­ные, например, сентенции:
 +
 
 +
«...В основе всего современного мировоззрения ле­жит иллюзия, что так называемые законы природы яв­ляются объяснениями природных явлений»,
 +
 
 +
«Смысл мира должен лежать вне его…
 +
…Не может быть никаких предложений этики…
 +
 
 +
Этика трансцендентальна...
 +
 
 +
...Решение проблемы жизни состоит в исчезновении этой проблемы…
 +
 
 +
...Люди, которым после долгих сомнений стал ясным смысл жизни, все же не могут сказать, в чем этот смысл состоит…
 +
 
 +
...Есть, конечно, нечто невыразимое. Оно показывает себя; это — мистическое!» (2) и т.д. и т.п.
 +
 
 +
Не следует думать, что подобные высказывания есть незаконное вторжение логики в сферу чуждых ее инте­ресам вопросов. Именно эта наука решает, что такое логика мышления, познания: есть ли это учение о том, как познаются реальные законы природы и общества; или это учение о логике болезненного воображения, по­лагающего, что неумение разобраться в том, что тво­рится в мире, должно быть возведено в ранг логики.
 +
 
 +
Как ни важно, однако, дать отпор извратителям сущности и великого назначения мышления, этого могу­щественного инструмента человека; с помощью которого он познает и преобразует мир, это все же лишь часть Задачи, Главное — дальнейшая разработка логи­ческой науки в соответствии с новыми потребностями науки и общественной практики, запросами коммуни­стического строительства.
 +
 
 +
С сожалением приходится признать, что этой глав­ной задаче до сих пор мало уделялось внимания. У нас исследовались отдельные вопросы формальной логики, но проблемы диалектической логики  оставались почти вне поля нашего зрения. Впрочем и формальная логика часто исследовалась без достаточного учёта новейших достижений в данной области. Что же касается диалек­тической логики, то силы тратились на бесконечные и малополезные споры вокруг давно решенного вопроса: должна ли существовать наряду с формальной логикой логика диалектическая. Эти споры в той или иной форме продолжаются и поныне. Нельзя отрицать, что имеются некоторые вопросы, касающиеся взаимоотно­шения формальной и диалектической логики, которые могут и должны обсуждаться в интересах уточнения и углубления нашего понимания современных задач каж­дой из них. Речь идет не об этом, а о том, что некоторые философы-марксисты выступают против диалекти­ческой логики, несмотря на то что все развитие науки и общественной жизни как нельзя более ярко подтвер­ждает неоспоримую истинность ее принципов. И это в то время, когда В. И. Ленин, продолжая развивать идеи. Маркса, и Энгельса, поставил перед марксист­скими философами задачу неутомимого и всестороннего изучения и разработки диалектической логики.
 +
 
 +
В. И. Ленин не только поставил эту задачу как одну из самых важных и необходимых, но он внес неоцени­мый вклад в ее решение, о чем свидетельствуют его труды «Материализм и эмпириокритицизм», «Философ­ские тетради» и др. Ленин показал, в чем состоял недо­статок и, ограниченность подхода к диалектике Г. В. Пле­ханова, который, по его словам, оставлял без внимания диалектику познания, логические проблемы марксист­ской диалектики. В «Философских тетрадях» Ленин дал программу исследования диалектической логики и тео­рии познания, указав основные направления этой ра­боты. По целому  ряду принципиальных вопросов диалектической логики он высказал глубокие мысли, которые служат  руководством для всей деятельности в этой области.
-
«Наконец, отсутствие нецеломудренной страсти может быть таково, что для некоторых благонравная связь способствует стыдливости»
 
[[Image:Img Rosental.jpg|right]]
[[Image:Img Rosental.jpg|right]]
-
Пластическая личность есть только Христос. Личность нераздельна с образом; образ есть реальность личности. Только Христос есть личный бог, он есть подлинный, действительный бог христиан, и это необходимо чаще повторять. Небесная жизнь, или, что то же, личное бессмертие, есть характерное учение христианства. Правда, отчасти оно встречается и у языческих философов, но имеет у них лишь значение фантазии, потому что не соответствует их основному мировоззрению.
+
Следует отметить, что, хотя среди марксистов — как в нашей стране, так и в других странах — еще имеются защитники ошибочного взгляда, согласно которому фор­мальная логика  дает исчерпывающее учение о формах и законах  мышления, их становится все меньше, а необходимость широкого и  всестороннего исследования, диалектической логики осознается все  большим кру­гом философов. Нет никакого сомнения в том, что некоторый  разнобой во взглядах на диалектическую логику будет, окончательно преодолен, и проблемы диалектической логики займут подобающее место в фило­софских работах марксистов.
 +
 
 +
Несколько замечаний о настоящей книге. Она вы­росла из небольшого специального курса лекций по диалектической логике, прочитанного в Академии обще­ственных наук. Этим в значительной степени объяс­няется как круг вопросов, освещаемых в ней, так и форма изложения. В данной работе не ставится задача дать систематическое и всестороннее изложение диалек­тической логики, да и едва ли это сейчас возможно. Для этого требуется еще большая работа по изучению отдельных сторон и проблем сложного диалектического процесса познания. Цель, которую преследует данная работа, может быть сведена к трем моментам: 1) выяс­нить различие между диалектической и формальной логикой, показать, что последняя далеко не исчерпы­вает задач науки логики, что только диалектическая логика способна быть общим логическим базисом всего человеческого познания; 2) очертить круг основных во­просов, составляющих объект исследования диалектиче­ской логики; 3) наметить подход к этим вопросам, их решение, руководствуясь тем, что дают в области ди­алектической логики труды классиков марксизма-лени­низма, привлекая также данные современной науки и практики.
 +
 
 +
В известном смысле данная книга есть продолжение другой работы автора этих строк, посвященной изуче­нию диалектики и диалектической логики в «Капитале» К. Маркса. Мысль В. И. Ленина о том, что «Капитал» — это диалектическая логика, примененная к одной из важнейших наук, представляет для нас огромную цен­ность. И в этой работе мы неоднократно прибегаем к помощи несравненного логического богатства произ­ведения Маркса — этой несокрушимой теоретической твердыни, о которую безуспешно разбивают свои мед­ные лбы современные противники коммунизма.
 +
Что же касается общего направления данной ра­боты, то оно исчерпывающе выражено в нескольких ленинских строчках, взятых в качестве эпиграфа к ней.
 +
 
 +
Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что некото­рые вопросы, поднятые здесь и связанные с положи­тельной разработкой тех или иных конкретных сторон диалектической логики, требуют дальнейшего обсужде­ния. Поэтому мы будем рады, если книга послужит одним из стимулов для такого обсуждения.
 +
 
 +
Примечания.
 +
 
 +
1.«Albert Einstein аls  Philosoph und Naturforscher», Stuttgart, S. 507.
-
Улучшение, исправление предполагает порицание, довольство. Но это недовольство есть нечто поверхностное. Я не отнимаю у вещи ее ценности; она только не нравится мне такой, как она есть; я отрицаю только свойства, а не сущность; иначе я стал бы настаивать на ее уничтожении. Дом, который мне совсем не нравится, я не улучшаю, а ломаю. Вера в потустороннее отрицает мир, но не его сущность: мир не нравится мне лишь в том виде, в каком он существует.
+
2.Л. Витгенштейн.  Логико-философский  трактат, М.,   1958, стр. 94, 95, 97.
-
Людвиг Фейербах. "Сущность христианства" http://www.kpu.org.ua/fragm_3.htm
+
'''[[Розенталь Марк Моисеевич]]''' (1906-1975). "Принципы диалектической логики"  
-
Часть 1
+
Содержание
* [[Глава 1. Логика как наука]]
* [[Глава 1. Логика как наука]]
* [[Глава 2. Сущность, цели и задачи диалектической логики]]
* [[Глава 2. Сущность, цели и задачи диалектической логики]]
Строка 24: Строка 68:
* [[Глава 8. Аналитический и синтетический способы исследования]]
* [[Глава 8. Аналитический и синтетический способы исследования]]
* [[Глава 9. Абстрактное и конкретное. Восхождение от абстрактного к конкретному - закон познания]]
* [[Глава 9. Абстрактное и конкретное. Восхождение от абстрактного к конкретному - закон познания]]
 +
----

Текущая версия на 15:59, 3 мая 2020


Движение / Концепция жизнеустройства /


«… Вопрос не о том, есть ли дви­жение, а о том, как его выразить в логике понятий...» В. И. Ленин

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время вопросы логики выдвинулись на одно из первых мест среди прочих актуальных проблем философской науки. Это объясняется по крайней мере двумя обстоятельствами. Во-первых, потребности раз­вития науки и общественной практики делают все на­стоятельнее необходимость дальнейшей разработки как общих, так и специальных вопросов познания. Не случайно в последнее время приобрела большое теоретиче­ское и практическое значение одна из ветвей логики — математическая логика. Ее связь с запросами бурно прогрессирующей науки, а также с развитием техники совершенно очевидна.

Не менее актуальный интерес приобрели и более широкие, общие проблемы логики, которые должны объяснить закономерности познания, подвести, прочный логический фундамент под быстро развивающуюся, но идущую чрезвычайно сложными и противоречивыми пу­тями, науку. Важное значение гносеологических и логи­ческих проблем для современной науки марксисты осо­знали уже полстолетия назад, когда только грянул пер­вый гром новой революции в физике. Наиболее ярким свидетельством этого явился «Материализм и эмпирио­критицизм» В. И. Ленина. В ленинском произведении с глубочайшим прозрением в сущность современного этапа развития человеческих знаний было показано, что все те ошибочные философские выводы, которые дела­лись из новых достижений науки, вызваны непониманием действительной природы познания и объективно необходимой логики его движения. В нем, однако, были не только показаны источники ошибок, причины кризиса в физике, но и раскрыты наиболее важные законо­мерности развития человеческого познания. Невозможно с правильных философских — теоретико-познавательных и логических—позиций осмыслить путь развития со­временной науки, если не принять во внимание эти за­кономерности.

Начавшаяся более полвека назад революция в фи­зике продолжается и в настоящее время. Величайшим результатом этого революционного развития науки было открытие атомной энергии. Достижения физики опло­дотворили ряд других областей человеческих знаний — химию, космогонию, биологию и др. Началась эра за­воевания космоса. Как и раньше, быстрое развитие науки, ломка устаревших взглядов и возникновение но­вых, беспрерывно расширяющиеся возможности науч­ного познания — все это, как и полвека назад, требует усиленного внимания к вопросам теории познания и логики. Ибо если справедливо, что философские тео­рии не могут развиваться, не усваивая и не обобщая новейших результатов конкретных наук, то не менее верно и то, что и сами конкретные науки нуждаются в правильных философских обобщениях и, в частности, в осознании логических законов процесса познания. По­этому нельзя не присоединиться к словам А. Эйнштей­на — крупнейшего естествоиспытателя, в научном опыте которого никто не может усомниться: «Достойно вни­мания, — писал он, — взаимоотношение теории познания и науки. Они зависят друг от друга. Теория познания без контакта с наукой становится пустой схемой. Наука без теории познания, поскольку она вообще возможна без нее — примитивна и беспорядочна»(1).

Значение этих слов великого ученого станет еще более очевидным, если учесть, что потребности разви­вающегося естествознания в научной теории познания и логике широко эксплуатируются идеалистической философией с целью укрепления ее сильно пошатнув­шихся позиций, вследствие чего проблема взаимоотно­шения науки с теорией познания, с логикой становится еще более острой. И здесь мы сталкиваемся со вторым обстоятельством, объясняющим актуальность разра­ботки теории познания и логики в современных усло­виях.

Еще В. И. Ленин отмечал, что современный идеа­лизм в лице махизма "специализируется на гносеоло­гии». Нечто подобное происходит и сейчас, при этом к спекуляциям идеалистов на гносеологии добавляется спекуляции на логике. Но главным здесь остается тот факт, на который обратил внимание Ленин, что острей­шая необходимость естествознания в научном учении о познании используется для идеалистической обра­ботки новейших данных науки. В самой специализации на логике нет ничего плохого. Напротив, усиленное внимание к этой области философии вызвано разви­тием самой науки. Критикуя то философское направление, в котором ведет свои логические исследования подавляющее большинство современных логиков из идеалистического лагеря, нельзя игнорировать некото­рые положительные результаты их работы в специаль­ных разделах логики.

Идеалистическое извращение логики и стремление с помощью такой логики оказывать воздействие на естествознание требуют резкого отпора со стороны мар­ксистов и всех тех, кому дороги интересы объективной истины. И дело не только во вредном воздействии та­кой логики на науку, а и в опасном влиянии ее идей на сознание людей. Ибо логика — не область туманных и далёких от жизни, от социальных интересов и обще­ственной борьбы вопросов, занимающих только узкий круг специалистов. Не в каком-либо боевом памфлете, а в специальном логическом трактате мы читаем подоб­ные, например, сентенции:

«...В основе всего современного мировоззрения ле­жит иллюзия, что так называемые законы природы яв­ляются объяснениями природных явлений»,

«Смысл мира должен лежать вне его… …Не может быть никаких предложений этики…

Этика трансцендентальна...

...Решение проблемы жизни состоит в исчезновении этой проблемы…

...Люди, которым после долгих сомнений стал ясным смысл жизни, все же не могут сказать, в чем этот смысл состоит…

...Есть, конечно, нечто невыразимое. Оно показывает себя; это — мистическое!» (2) и т.д. и т.п.

Не следует думать, что подобные высказывания есть незаконное вторжение логики в сферу чуждых ее инте­ресам вопросов. Именно эта наука решает, что такое логика мышления, познания: есть ли это учение о том, как познаются реальные законы природы и общества; или это учение о логике болезненного воображения, по­лагающего, что неумение разобраться в том, что тво­рится в мире, должно быть возведено в ранг логики.

Как ни важно, однако, дать отпор извратителям сущности и великого назначения мышления, этого могу­щественного инструмента человека; с помощью которого он познает и преобразует мир, это все же лишь часть Задачи, Главное — дальнейшая разработка логи­ческой науки в соответствии с новыми потребностями науки и общественной практики, запросами коммуни­стического строительства.

С сожалением приходится признать, что этой глав­ной задаче до сих пор мало уделялось внимания. У нас исследовались отдельные вопросы формальной логики, но проблемы диалектической логики оставались почти вне поля нашего зрения. Впрочем и формальная логика часто исследовалась без достаточного учёта новейших достижений в данной области. Что же касается диалек­тической логики, то силы тратились на бесконечные и малополезные споры вокруг давно решенного вопроса: должна ли существовать наряду с формальной логикой логика диалектическая. Эти споры в той или иной форме продолжаются и поныне. Нельзя отрицать, что имеются некоторые вопросы, касающиеся взаимоотно­шения формальной и диалектической логики, которые могут и должны обсуждаться в интересах уточнения и углубления нашего понимания современных задач каж­дой из них. Речь идет не об этом, а о том, что некоторые философы-марксисты выступают против диалекти­ческой логики, несмотря на то что все развитие науки и общественной жизни как нельзя более ярко подтвер­ждает неоспоримую истинность ее принципов. И это в то время, когда В. И. Ленин, продолжая развивать идеи. Маркса, и Энгельса, поставил перед марксист­скими философами задачу неутомимого и всестороннего изучения и разработки диалектической логики.

В. И. Ленин не только поставил эту задачу как одну из самых важных и необходимых, но он внес неоцени­мый вклад в ее решение, о чем свидетельствуют его труды «Материализм и эмпириокритицизм», «Философ­ские тетради» и др. Ленин показал, в чем состоял недо­статок и, ограниченность подхода к диалектике Г. В. Пле­ханова, который, по его словам, оставлял без внимания диалектику познания, логические проблемы марксист­ской диалектики. В «Философских тетрадях» Ленин дал программу исследования диалектической логики и тео­рии познания, указав основные направления этой ра­боты. По целому ряду принципиальных вопросов диалектической логики он высказал глубокие мысли, которые служат руководством для всей деятельности в этой области.

Следует отметить, что, хотя среди марксистов — как в нашей стране, так и в других странах — еще имеются защитники ошибочного взгляда, согласно которому фор­мальная логика дает исчерпывающее учение о формах и законах мышления, их становится все меньше, а необходимость широкого и всестороннего исследования, диалектической логики осознается все большим кру­гом философов. Нет никакого сомнения в том, что некоторый разнобой во взглядах на диалектическую логику будет, окончательно преодолен, и проблемы диалектической логики займут подобающее место в фило­софских работах марксистов.

Несколько замечаний о настоящей книге. Она вы­росла из небольшого специального курса лекций по диалектической логике, прочитанного в Академии обще­ственных наук. Этим в значительной степени объяс­няется как круг вопросов, освещаемых в ней, так и форма изложения. В данной работе не ставится задача дать систематическое и всестороннее изложение диалек­тической логики, да и едва ли это сейчас возможно. Для этого требуется еще большая работа по изучению отдельных сторон и проблем сложного диалектического процесса познания. Цель, которую преследует данная работа, может быть сведена к трем моментам: 1) выяс­нить различие между диалектической и формальной логикой, показать, что последняя далеко не исчерпы­вает задач науки логики, что только диалектическая логика способна быть общим логическим базисом всего человеческого познания; 2) очертить круг основных во­просов, составляющих объект исследования диалектиче­ской логики; 3) наметить подход к этим вопросам, их решение, руководствуясь тем, что дают в области ди­алектической логики труды классиков марксизма-лени­низма, привлекая также данные современной науки и практики.

В известном смысле данная книга есть продолжение другой работы автора этих строк, посвященной изуче­нию диалектики и диалектической логики в «Капитале» К. Маркса. Мысль В. И. Ленина о том, что «Капитал» — это диалектическая логика, примененная к одной из важнейших наук, представляет для нас огромную цен­ность. И в этой работе мы неоднократно прибегаем к помощи несравненного логического богатства произ­ведения Маркса — этой несокрушимой теоретической твердыни, о которую безуспешно разбивают свои мед­ные лбы современные противники коммунизма. Что же касается общего направления данной ра­боты, то оно исчерпывающе выражено в нескольких ленинских строчках, взятых в качестве эпиграфа к ней.

Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что некото­рые вопросы, поднятые здесь и связанные с положи­тельной разработкой тех или иных конкретных сторон диалектической логики, требуют дальнейшего обсужде­ния. Поэтому мы будем рады, если книга послужит одним из стимулов для такого обсуждения.

Примечания.

1.«Albert Einstein аls Philosoph und Naturforscher», Stuttgart, S. 507.

2.Л. Витгенштейн. Логико-философский трактат, М., 1958, стр. 94, 95, 97.

Розенталь Марк Моисеевич (1906-1975). "Принципы диалектической логики"

Содержание


Личные инструменты